Некоторые блогеры в своих рекламных текстах используют придуманные ими слова: "адвокатировать", "гардемаринить", "рестик", "френдли", "постанова", "заброшка" и т.д. Смысла текстов отдельных "гениев пера" в итоге я вообще не понимаю и мне хочется попросить автора приложить словарик к их "шедевру". В этой статье мы попытаемся разобраться, насколько такая креативная деятельность может быть опасна с точки зрения законодательства и для самого блогера, и для тех, кто заказывает ему нативную рекламу.
Посмотрим законы!
1. Есть ряд законодательно установленных требований к рекламе, в том числе требование при ее производстве, размещении и распространении соблюдать требования законодательства о государственном языке Российской Федерации /п.11 ст. 5 Закона о рекламе/.
2. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке (ч. 6 ст. 1 Закона о государственном языке РФ).
Пример, иллюстрирующий, как на практике могут применяться эти нормы:
Один креативный рекламщик придумал слоган: "Все будет охрюнительно!»
Как?! - переспросила, крайне удивившись, Комиссия Свердловского УФАС России.:))) и.... признала такую рекламу неэтичной и незаконной.
Как указало УФАС, толковые словари русского языка не содержат слово «охрюнительно»/Информация Свердловского УФАС России от 22.04.2019 /. Да и вообще оно образовано путем замены буквы «е» на букву «ю» от слова, в свою очередь которое является эвфемизмом бранного слова, используемого в качестве ругательства или оскорбления. Таким образом, в рекламе словом «охрюнительно» завуалировано бранное, жаргонное и непристойное слово.
В общем, не оценило УФАС креатива и наложило штраф.
/Полностью с разъяснением УФАС можно ознакомиться на странице: https://sverdlovsk.fas.gov.ru/news/10621/
Напомним, что штрафы за нарушение закона о рекламе составляют для граждан от 2000 до 2500 р.; для должностных лиц - от 4000 до 25000 р.; для юрлиц - от 100.000 до 500.000 рублей. Кроме того, и заказчику рекламы стоит помнить, что и он при определенных обстоятельствах может понести ответственность за такую креативную деятельность блогера.
29 октября 2020 г., вебинар «Решение актуальных вопросов, связанных с персоналом, в условиях кризиса»