Было время, мой дом был словно проходным двором - каждый день принимал гостей. Поэтому я совсем не удивился звонку в дверь, и, не спрашивая, решительно распахнул её - на пороге стоял милиционер.
- Можно зайти? - спросил он.
- Да, конечно, - с легкой душой ответил я.
Лейтенант - я разглядел его погоны, - переступил порог и без предисловий поинтересовался, имею ли я водительские права, и предложил их показать. Не чуя подвоха, мы же были не на дороге, я отдал удостоверение в руки офицера. Тот бегло просмотрел документ и сунул его в нагрудный карман кителя.
- Вам надлежит явиться в дежурную часть гор. ГАИ для разбирательства по факту наезда на пешехода, - ошарашил меня своим сообщением гаишник.
- Но я никого не сбивал! - изумился я, - Здесь какая-то ошибка!
Служака стал уточнять дату, время и место происшествия, цвет моей машины. Цвет по описанию совершенно не совпадал, что легко доказывалось талоном регистрации, а факт наезда на человека был для меня вообще из разряда фантастики. Но работник ГАИ, признав несоответствие цвета автомобиля, остался непреклонным в намерении допросить меня официально в отделении ГАИ.
- Вы бы сами связались бы с потерпевшим, вот вам адресок, - миролюбиво предложил офицер и протянул мне огрызок бумаги.
Козырнув, офицер скрылся за дверью, щелкнул замок, в квартире повисла неприятная тишина незавершенности. На дворе стояла поздняя осень, последние дни дождило. Я стоял у окна и смотрел на желтые пятна опавших листьев на асфальте двора и думал о том, как я глупо остался без прав, и теперь придется погружаться в промозглую сырость пешком. Про то, что я кого-то сбил, мозг думать отказывался, ибо я был в здравом уме и помнил все свои поездки - происшествий не было от слова совсем.
По указанному в записке адресу мне открыла дверь миловидная женщина, внешним видом из тех, что являются хранительницами очага.
- Можно видеть вашего мужа? - поздоровавшись, спросил я её.
- Так он на работе, - растерянно ответила женщина.
- А разве он не болен, не в больнице? - не подумав, ляпнул я.
Женщина охнула и схватилась за сердце.
- Что с ним, где он?! - запричитала она.
- Успокойтесь, вы же сами сказали, что он на работе! - замахал я руками. Пришлось объяснить взволнованной хозяйке квартиры суть проблемы.
- Нет, что вы! Он с утра встал здоровеньким и уехал на завод, а вчера уже затемно домой пришел мокрый весь, но тоже целый! Здесь какая-то ошибка! - с облегчением засмеялась женщина. - Приходите вечером, когда муж вернётся с работы, часам к шести! - пригласила она.
Нельзя сказать, что я испытал особое облегчение, я ведь и так был уверен, что меня обвиняли по ошибке. Однако, настроение только улучшилось, ведь заявитель был здоров и невредим.
Мне повезло, автор заявления жил совсем неподалеку от моего дома - всего полчаса ходьбы. Я шел на встречу и перебирал возможные варианты причины ошибки обвинения в мой адрес. Однако, события обернулись совсем с неожиданной стороны.
Мы стояли с заявителем во дворе его дома и всматривались вдруг в друга.
- Вы написали на меня заявление, что я вас сбил, но стоите тут совсем невредимый, - начал я, - Зачем вы все выдумали в отношении меня? И цвет машины не совпадает... Может вы меня с кем-то спутали?
- Не-нет, не спутал, - с неким злорадством протянул собеседник - ваш номер я точно запомнил! А цвет... Темно уже было, мог и ошибиться, - добавил он.
- Но я никого не сбивал и не наезжал! - горячился я.
- Да, это так. Но тем не менее происшествие было! - мужчина глядел на меня, как хозяин положения.
- Вспоминайте, где вы ехали вчера около восьми вечера? Вы проезжали монтажный техникум? Был сильный дождь, да? - он задавал вопросы один за другим.
Моя память высветила картинки вчерашнего вечера: я действительно проезжал это место.
- А помните, как я стоял на перекрестке среди потоков воды в единственном непокрытым водой месте, а вы промчались мимо меня, едва не задев, зато окатив с ног до головы водой из лужи, а?
Я углубился в воспоминания, детализируя кадр за кадром и... Да, я снова увидел этот перекресток, отчетливо прорисовалась фигура в желтом свете фонарей чуть ли не на середине дороги.
- Но я же вас даже не коснулся, не то что наехал!
- Так-то так, но как обидно было потом быть мокрым с ног до головы! Я со злости пошел в травмпункт и придумал себе травму в результате наезда, зная, что они обязательно передадут сведения в ГАИ.
Мы оба замолчали, каждый в своих переживаниях: мужик с проявленной обидой на лице, а я с утраченным чувством своей правоты.
- Что же вы хотите от меня, денег? - наконец промолвил я.
- Нет, я не из-за денег, - последовал ответ.
- Тогда что?
- Просто хочу услышать от вас извинения!
От неожиданности я некоторое время молчал, смотрел на необычного искателя справедливости, и вдруг осознал, что невольно симпатизирую этому человеку. Мне искренне захотелось мира, и слова о моем раскаянии легко слетели с языка, потому что я как бы сам побывал в той ночной луже, и это меня по-хамски окатили грязью.
Мужчина удовлетворенно улыбнулся и сказал, что инцидент исчерпан. Но я тут же озадачил его проблемой с заявлением в мой адрес, ведь по факту он совершил лжесвидетельство, и требовалось как-то выходить из положения. В итоге мы на общественном транспорте поехали в дежурную часть ГАИ, где заявитель написал новое заявление, что в инциденте участвовала другая машина, вовсе не моя.
Прошло много лет, я уже работал на крупном заводе, где отвечал за безопасность. Ежедневно мне приходилось разбирать различные щекотливые ситуации, подписывать множество разрешений и прочих бумаг. И вот как-то вечером в мой кабинет пришел один руководитель среднего звена, попавший в затруднительную ситуацию, грозившую ему неприятными последствиями. Для решения её я должен был закрыть глаза на некоторые обстоятельства и подписать документ без их учета. Когда мы стали обсуждать подробности, голос собеседника показался мне знакомым. Я вгляделся в его лицо и узнал того самого обиженного мною мужчину.
- Так это вы? - вырвалось у меня? Посетитель вздохнул, опустил глаза.
- Надеялся вы меня не узнаете, - тихо проговорил он.
Я молча смотрел на него и думал о том, о чем наверняка думал и он: мы поменялись ролями, теперь он оказался в роли виноватого по неосмотрительности.
- Как бывает в жизни, -наконец пробормотал я.
- Да уж, хочешь верь, хочешь нет, - оторвал взгляд от стола мой старый знакомый.
- Что я теперь должен сделать? - спросил он и невольно рассмеялся. Я продолжал молчать, взглядом подсказывая ему продолжение событий этой мизансцены. Он, конечно, все понял и с особым значением произнес:
- Прошу меня простить.
Было бы банальностью написать про то, что жизнь порой напоминает театр, где мы являемся актерами, не ведающими замысла невидимого режиссера. Поэтому я резюмирую рассказ просто: никогда не зарекайтесь.