Найти тему
Pop-Tanki

"Дороги мы увидели только под Москвой", немецкие танки против русских дорог в боях 41-го года. Уникальные кадры

В поражении немецких частей первого года войны есть огромное количество факторов, однако каждому со школьных лет известны истории о том, как немцам было холодно зимой, и как из-за этого сорвалась грандиозная операция “Тайфун”. Однако мало внимания уделяется не снегам, а русским дорогам, по которым шли немецкие танковые и моторизированные дивизии, и как немцы с ними боролись.

-2
-3

Вообще, и в этой теме есть некоторая доля “идеализации противника”. Скажем известный бельгийский нацист Леон Дегрель рассказывает о том как Гитлеру удалось разгромить и русские танки, и русскую пехоту и пушки, однако не удалось победить русскую грязь, которая делала поля боёв непроходимой для немецкой техники территорией. На самом деле это так и нет так, и не нужно все возводить в абсолютную величину. Действительно, даже легендарная 2-я танковая армия Гейнца Гудериана буквально в первые же дни остановилась, ибо перед началом немецкого наступления прошли дожди, после чего немецкие танки начали тонуть в том, что собственно осталось от дороги. Потеряли практически два дня чтобы переправить все силы через Буг.

-4
-5

В последующем, ситуация иногда была критической. Как скажем в боях за донецкий угольный бассейн, когда также части танковой группы Клейста остановились и были вынуждены прорываться сквозь грязевые лужи, в которых утопала техника. Хорошие дороги были только на центральных трассах, скажем которая вела от Смоленска к Москве, однако и она значительно пострадала в ходе боев. Когда падали сотнями снаряды, они разрушали дороги и как вспоминали немецкие ветераны, в итоге образовывались лужи какой-то неимоверной, по их мнению, глубины. В такие вот лужи и попадали немецкие танки, которые становились большим препятствием.

-6
-7

Иногда танки доставали своими силами, расчищая дорогу, а иногда приходилось использовать и тягачи, а также другие танки. В этих бездонных водах тонули и животные, которых надо сказать, немцы нередко спасали до конца, вытаскивая из образовавшихся трясин. Русские дороги становились значительным препятствием, однако они исчезали с заморозками, когда все сковывало льдом и можно было спокойно двигаться. Как вспоминал маршал Рокоссовский скорость и нажим немецкого наступления всегда увеличивался, когда приходил холод, который избавлял от грязевого моря.

-8
-9

Однако, в начале немецкого наступления на Москву снова прошёлся сезон дождей, который в итоге смог задержать даже крайне стремительное немецкое наступление. Хотя конечно, дело было не в дорогах, не в холоде или жаре, а в том что Красная армия ценой колоссальных потерь и утрат смогла остановить продвижение врага буквально на самых подступах к столице и отбросить его так далеко, как это было возможно.

-10