Найти в Дзене
ActivityEdu

Молчать нельзя обсудить: кто в ответе за сексуальное воспитание детей

Оглавление

В начале сентября на нашем портале была опубликована новость о том, что 74,4% родителей поддерживают введение уроков сексуального воспитания в школах. По мнению 65% опрошенных, на такие занятия следует приглашать врачей, еще 37,1% считают, что об этом должны рассказывать школьные психологи, а 11,3% отдают бразды правления учителям. За то, чтобы правила контрацепции учащимся объясняли родители, выступили 15,2% участников опроса, а 3,3% доверили бы это представителям церкви. Несмотря на то, что за сексуальное воспитание высказывается большинство опрошенных, его противники настроены решительно, и вопрос этот вызывает оживленные и даже острые дискуссии в обществе. Наша редакция рассмотрела аргументы сторонников и противников секспросвета и решила поделиться позитивным опытом формирования у ребенка здорового отношения к «неудобной» теме, собственному телу и межполовым взаимодействиям.

Мнение Минпроса по «чувствительным» вопросам

В декабре прошлого года в своем интервью РБК экс-министр просвещения Ольга Васильева заявила, что сексуальное просвещение – дело исключительно семейное.

Я бы посоветовала родителям заниматься этим вопросом. С трудом себе представляю, что я просила бы учителя разговаривать с моим ребенком на такую тему. Есть какие-то вещи, которые, на мой взгляд, являются очень чувствительными, тонкими. Если речь идет о том, чтобы улучшить ситуацию с ВИЧ, то мы об этом в школе говорим и без уроков сексуального образования, – подчеркнула Васильева.

Еще в 2017 году чиновница выступала против введения уроков полового воспитания в школах, поскольку, с ее точки зрения, любые сложные вопросы о нравственности следует рассматривать не на начальных этапах образования.

«Осознанность и организованность»: позиция социолога

Реакция общественности на результаты опроса, показавшего, что большинство россиян поддерживают идею включения уроков полового воспитания в учебный план, была весьма бурной и преимущественно негативной. Ведущий научный сотрудник МГПУ, социолог Любовь Борусяк, постаралась разрешить самые острые вопросы, волнующие читателей.

  • Сомнения в репрезентативности выборки. Вполне возможно, что сторонников сексуального просвещения меньше, но они есть, и их немало. Значит, нужно подумать, во всем ли они неправы.
  • Почему острая тема должна обсуждаться не с родителями? Некоторые родители не готовы, стесняются, не умеют говорить на эту тему с детьми, многие в теме некомпетентны.
  • Почему сексуальное просвещение должно проходить в школе, если обо всем можно узнать из телевизора или интернета? На телевидении эта тема давно не поднимается, она практически табуирована, в интернете информации много, но далеко не вся она правдива, профессиональна и разумна. При этом запрос на сексуальное просвещение есть именно в школе: об этом много лет говорили студенты, которые не чувствуют себя компетентными в этой очень важной для них сфере.
  • Сексуальное просвещение ведет к полной деградации нравственных ценностей у подростков. Знание не может развращать, если дается в подходящее время и в правильном объеме. А чтобы это было так, нужна хорошо составленная программа, учитывающая интересы детей и подростков разного возраста. И начинать разговаривать с детьми надо до наступления пубертата, пока эта тема не воспринимается как табуированная и запретная.
  • Однополая «любовь», ЛГБТ-сообщества, трансгендерность – это результат все того же секспросвета. Нет, однополая любовь появилась задолго до всякого секспросвета, мы это хорошо знаем на примере Древней Греции. Это чаще всего врожденная особенность человека, которая не является признаком болезни или извращения.
  • На примере Запада все видят, что это «просвещение» работает совсем в другую сторону, оно не останавливает венерические заболевания и ВИЧ. Использование презервативов существенно снижает риск заражения ВИЧ и другими заболеваниями, передающимися половым путем. Важный компонент сексуального просвещения: «Нет презерватива – нет секса». И этому нужно учить еще до того, как в жизни подростка появились половые отношения.
  • Сексуальное просвещение, касающееся контрацепции, приведет к снижению рождаемости. Знание современной контрацепции приводит к сокращению числа нежелательных беременностей и абортов, а не к их росту, и, как следствие, – к улучшению здоровья молодых женщин и снижению вторичного бесплодия. Не говоря уже о психологических потерях, спровоцированных этими беременностями и абортами.
  • Не о средствах контрацепции нужно говорить детям, а о целомудрии, нравственности, о том, что начинать строить отношения с плотских потребностей неправильно. Это верно, но только наполовину. Действительно, начинать отношения сразу с секса неправильно, и об этом нужно говорить. Девушки и юноши должны понимать, что секс – это не начало, а продолжение отношений, заниматься им можно только в том случае, если оба партнера этого хотят. Но знание контрацепции никак этому не повредит, только поможет, когда отношения выйдут на новый уровень.
  • Сексуальное просвещение заставляет забывать об основной функции секса. Продолжение рода давно уже перестало быть основной функцией секса. Он имеет очень много разнообразных назначений: это и удовольствие, наслаждение; это и язык, с помощью которого можно выразить свои чувства, любовь; это и способ самовыражения, внутренней свободы, наконец. И вот об этих разных замечательных возможностях секса говорить с подростками важно и полезно.

Семейный опыт врача на пользу школе: наука в помощь секспросвету

Когда аргументы за и против исчерпываются, а оппоненты устают вести яростные споры, на помощь приходит научное знание. Опытом сексуального воспитания собственного ребенка делится Светлана Валентиновна Юрченко, врач-дерматовенеролог, кандидат медицинских наук:

Несмотря на обилие материалов в Сети, я не встречала пособий, рассказывающих ребенку, что секс не неприличное развлечение, а часть жизни, продолжение большого и светлого чувства, которое позволяет людям жить вместе в мире и согласии десятилетиями, воспитывая в любви и заботе детей. Тогда я решила вернуться в прошлое и обратиться к собственному профессиональному опыту, опереться на научно-популярную литературу, адаптированную для детей.Французские пособия издательства Hachette, переведенные на русский язык, которые я предлагаю вашему вниманию, поделены по возрастам. В них нет ничего принципиально нового, тем не менее, на мой взгляд, это самое деликатное, объективное, спокойное описание вопросов пола и взаимоотношений для трех разных возрастов, которое мне известно. Также, как сторонница сексуального просвещения в образовательных организациях, я считаю, что книги вполне могли бы сыграть роль школьных учебников. Такая литература помогает выработать у молодых людей жизненную позицию, которая делает их более цельными и счастливыми.

Книги, рекомендуемые Светланой Юрченко:

Энциклопедия сексуальной жизни. Физиология и психология. Для детей 7-9 лет.

Энциклопедия сексуальной жизни для детей 10-13 лет.

Энциклопедия сексуальной жизни для подростков.

Подводя итоги, следует отметить, что вопрос сексуального просвещения и определения ответственных за него по-прежнему остается открытым: однозначно правильного ответа нет, есть лишь набор мнений и опыт представителей разных профессий и социальных групп. Однако из вышесказанного можно сделать вывод о том, что донесение «острых» вопросов до ребенка вполне возможно в корректной и доступной форме, а обсуждение «табуированных» тем может не только не нанести психологических травм, но и, напротив, сформировать у юной личности более цельную картину грядущей взрослой жизни и помочь избежать многих опасных для здоровья ошибок.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.