История, с одной стороны – это факты и цифры, которые сложно оспорить. Например, никто не будет отрицать, что крепостное право отменили именно в 1861 году, а не, скажем в 1825.
С другой стороны, часто события прошлого трактуются субъективно. По разным причинам. Одни псевдоученые «выискивают» сенсации, чтобы прославиться. Другие – работают на существующую власть. К примеру, говорят, что на Украине искажают историю. А в СССР такого не было? А в современной России нет?
К чему я веду:
есть мнение, что русские «пропили» Порт-Артур. Так ли это?
Теория, очевидно, основана на двух стереотипах:
· о большой любви русского человека к горячительным напиткам;
· о том, что Русско-японская война была непопулярна.
Давайте попробуем разобраться, как было на самом деле.
Я позволю себе немного опираться на эмоции. Потому что война – это только с точки зрения государства – большая игра. Как какая-нибудь стратегия на компьютере или на смартфоне. У тебя есть ресурсы, в том числе и людские, которые нужно грамотно использовать, чтобы победить. А потери – вещь неминуемая.
Для конкретного же человека, который живет в неспокойное время, война – это личные переживания. личная трагедия.
В Порт-Артур в основном отправляли сибирских крестьян, которые, думаю, не слишком хотели воевать. Но выбора у них не было. Вот и пытались новобранцы заглушить горе, «снять стресс», как могли – при помощи алкоголя. Да, способ не лучший. И тем не менее.
Хватало и тех, кто на этом пытался заработать: производители и продавцы алкоголя.
Согласно документам и воспоминаниям тех, кто жил во время Русско-японской, солдаты, направляемые на Дальний Восток, обета трезвости не давали. Наоборот.
Государство с этим делом пыталось бороться, ограничивая продажу алкоголя в тех местах, через которые везли солдат на войну. Но получалось слабо.
Были случаи, когда солдаты выламывали двери закрытых кабаков и забирали оттуда всё спиртное, будучи уверенными в своей безнаказанности: «Кто ж осудит? Завтра ж на войну…».
Наказание постигало лишь тех, кто, «укушавшись», перегибал палку. Так, 4 апреля 1904 года рядовой Лачимов, напившись, расправился с офицером. Солдата расстреляли.
А так – бывало разное. Случалось, что новобранцы пропивали свою гражданскую одежду, являлись на сборные пункты в лохмотьях, зная, что им скоро выдадут военную форму.
Не сдерживали себя солдаты, возвращавшиеся с войны. Но тут был уже другой повод. Была радость от того, что они едут домой.
В самом же Порт-Артуре, как пишут, никто не употреблял горячительного. Пожалуй, кроме офицеров. Во-первых, потому что оборот спиртного был ограничен. Достать известные напитки было не так-то просто. Хотя доставали, конечно.
Во-вторых, некогда было гулять. Нужно было воевать с японцами. Это было очень непросто.
В-третьих, цены на «легальный алкоголь» были такие, что солдатам было просто не по карману его покупать.
Таким образом, мнение о том, что русские «пропили» Порт-Артур – это самый настоящий миф. Ошибки были допущены лишь при мобилизации и демобилизации солдат. Но они никак не отразились на ходе сражений. И эти ошибки, естественно, позже учли.