Найти тему
Загадки истории

Быть свободным: в каких случаях крепостные могли надеяться на вольную

Известно, что некоторые крепостные получали от своих помещиков вольную и становились свободными людьми. Прежде чем говорить о том, в каких случаях крестьяне могли надеяться получить свободу, я бы хотела остановиться на таком вопросе: а всем ли нужна была эта самая свобода?

Помещики были разные. Государство не сильно вмешивалось в их дела, касающихся крепостных. Пожалуй, на высоком уровне разбирались только отдельные вопиющие случаи. В очередной раз вспоминаю Салтычиху, которая со своими крестьянами, мягко говоря, обращалась не очень хорошо.

Но, повторюсь, что все помещики были разными. Одни плохо обращались со своими крестьянами. У других было столько дел и интересных занятий, что о крепостных они особо не задумывались. Третьи более-менее нормально относились к бесправным людям, которые на них работали.

Как пела группа «Любэ» во главе с уехавшим из России Николаем Расторгуевым: «Знамо дело – был барин хорош. И румян, и пригож сам-собой. И зерном наливалася рожь…».

От хорошего барина рядовому крепостному уходить не было смысла. А куда было податься?! В свободные люди?

Так, землю за «вольными хлебопашцами» начали закреплять только с 1803 года. Надо напомнить, что крепостное право отменили в 1861 году. То есть, до этого, на протяжении, как минимум, столетия, даже если крестьянин и получал вольную, то ему нужно было:

· найти себе род занятий;

· самостоятельно платить в пользу государства все налоги и сборы.

Так что, от хороших помещиков крестьяне уходить и не собирались.

Но были такие, которые мечтали о вольной. Например, те крестьяне, что, будучи несвободными, смогли организовать «бизнес».

Из крепостных вышли: Морозовы, Гучковы, Мамонтовы. При этом у основателей династий была абсолютно четкая мотивация получить свободу.

Так, к примеру, Савва Васильевич Морозов 15 лет вел свое дело. Сам, конечно, он это, будучи крепостным, делать не мог. Помогал тесть, который был свободным человеком.

В какой-то момент Морозов заплатил своему помещику по фамилии Рюмин 17 тыс. рублей и получил вольную. А дальше дело пошло: Морозов купил земли под мануфактуру – у того же своего бывшего хозяина.

Аналогичная история и у Фёдора Гучкова, который, правда, тайно стал старообрядцем и смог получить у общины федосеевцев кредит на выкуп самого себя. Часть заемных средств Гучков вложил в собственное дело.

Кстати, были случаи, когда помещики обманывали крестьян: деньги брали, а вольную не давали.

Кондратий Мамонтов получил свободу, благодаря тому, что его сын воевал вместе с отпрыском помещика.

Мамонтова, Гучкова, Морозова объединяет то, что они, будучи крепостными, поняли, как можно зарабатывать деньги, заполучили некие капиталы. Поэтому у них была хорошая мотивация на оформление вольной.

-2

Бывало и так, что общественность настаивала на том, чтобы неким крепостным давали свободу. В основном, нужно говорить про людей очень талантливых, но находившихся под властью помещиков.

Так на освобождении Тараса Шевченко настаивал поэт Жуковский. Владелец крепостного барон Павел Энгельгардт воспользовался ситуацией и получил хорошенькую сумму за Тараса.

Граф Ираклий Морков на протяжении 18 лет не хотел давать свободу художнику Василию Тропинину. А зачем? Все права на картины принадлежали помещику. А крепостному – ничего. Граф сдался под давлением общественности. Но оставил крепостными жену и детей художника.

С талантами помещики старались не расставаться. Ведь такие крепостные приносили хороший доход.

Завершая тему, хочу озвучить одно интересное мнение, которое я встретила, готовя материал для статьи. Некоторые считают, что окончательно крепостное право в России было отменено не в 1861 году и даже не в начале 20 века, а только лишь в 1953 году, когда не стало Сталина.