Найти тему
Random Article

Еврейские общины на территории Российской федерации в современности

Оглавление

Начало формирования еврейской общины можно отнести к годам присоединения большей части Речи Посполитой, в которой евреи составляли значимую часть население, а именно около 200 тысяч человек, и уже на тот момент имели особый юридический статус (Кандель, 1988).

В начале XIX – XXвеков Россия занимала первое место по количеству иудеев, почти 50% представителей еврейского народа проживали именно в России. При Екатерине II уже на тот момент возник еврейский вопрос. Ответом на него стали черта оседлости и процентные нормы в университеты для иудеев. Если иудей переходил в христианство, все антисемитские нормы политики Российской империи переставали на него распространяться. В начале 20 в. помимо православия евреям было разрешено также принимать вероисповедания западного христианства, в частности — лютеранство.

На ровне с остальными религиозными конфессиями в России, иудаизм подвергался жесточайшим преследованиям в период с 1918- 1988 годов. Иудаизм также фактически был единственной религией, которая имела мононациональный характер, для большевиков он носил откровенно контрреволюционный оттенок, потому что провозглашал приоритет «национального» над «классовым». Но иудеи проживают период возрождения, и начиная с 1992 года начинаются восстанавливаться старые синагоги и строиться новые.

Правовой и социальный статус российских евреев определялся дискриминационным российским законодательством, в основе которого лежала пресловутая черта еврейской оседлости. Причины религиозного, экономического характера, а затем политическая нетерпимость были поводом для правовых ограничений евреев. Либеральные законы сменялись репрессивными мерами по отношению к евреям, и наоборот. И это зависело от позиции правящего императора и его окружения по еврейскому вопросу.

В обществе тоже не было единства мнений по еврейскому вопросу. Многие общественные деятели встали на сторону еврейского населения. Среди них были и высшие чиновники. Наиболее яркими представителями были А.А. Лопухин и князь С.Д. Урусов[1], которые не побоялись осуждения и пошли против мировоззрения правящей верхушки. Но, тем не менее, антисемитизм был очень распространен среди интеллектуальной элиты Российской империи (А., 1997).

Несмотря на то, что общественность все чаще высказывала идеи о равноправии еврейского населения в Российской империи, власть не меняла своей политики в отношении евреев, хотя ослабление их ограничений могло привести к положительным результатам в экономике.

[1] С.Д. Урусов (19.03.1862 – 05.09.1937 гг.) – Общественный и политический деятель Российской империи конца XIX – начала XXвека.

-2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ.

По данным переписи населения 2010 года численность евреев на территории Российской федерации составила 156801 человек, что составляет всего 0,11 % от всего населения страны. Евреи не являются многочисленным народом в России, но стоит заметить ещё в 2002 году общий процент от численности населения они составляли 0,16 %. Эти данные говорят об эмиграции Евреев из России. Моя цель в данном случае изучить какую деятельность проводят еврейские общины в современной России, и рассказать об главных еврейских организациях, и их основных целях.

2.1. ФЕОР

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) (ФЕОР, б.д.)– на данный момент одна из российских религиозных организаций, объединяющих общины ортодоксального иудаизма Хабад-Любавич; зарегистрирована Минюстом РФ в 1999 году (Feor.ru, 2019).

Основная задача Федерации еврейских общин России поддержание и развитие традиционной еврейской жизни в России в полном своем многообразии. Главная цель Федерации предоставить возможность каждому еврею следовать предписаниям иудаизма: соблюдать кашрут и шаббат, отмечать праздники, получать религиозное образование. Евреи были лишены этого во время советской власти. За 70 лет практически исчезло само понятие еврейской общины, следствием чего стала разрозненность, отсутствие развитых горизонтальных связей, систематизированной взаимной помощи, еврейского образования.

Во время перестройки запреты были сняты, но возрождение еврейской культуры столкнулось с серьезной проблемой – недостаточном знании самих евреев о своей культуре, отсутствием преемственности, возникшим в результате длительного периода отторжения евреев от национальных корней. Однако у людей было сильное желание вернуться к тысячелетней традиции предков, возродить духовную жизнь.

Сейчас разработаны и реализуются на всей территории страны множество программ и проектов, призванных содействовать возрождению и развитию еврейских традиций, и пробуждению национального самосознания. Программы ориентированы на помощь общинам в организации и укреплении их деятельности в соответствии с основами еврейского религиозного закона.

В рамках религиозных программ оказывается помощь в организации жизни внутри общин, способствуют восстановлению еврейских традиций и обрядов. Оказывается, методическая и финансовая помощь в проведении шабатов и праздников, общины обеспечиваются кошерными продуктами и религиозной атрибутикой.

Уделяется огромное внимание просветительским и образовательным программам. Они существуют для всех возрастов и направлены на распространение знаний о еврейской истории, традиции, изучение иврита. Совместно с фондом «Ор Авнер» ведется работа по возрождению и развитию в России системы еврейского образования

Важной задачей является восстановление связей с национальной культурой, осуществляет ее популяризацию и поддержку. Оказывается, содействие общинам в организации клубной работы и собственных культурных проектов, помогает в создании художественных, театральных и музыкальных коллективов, проводит фестивали, конкурсы, концерты. Такие мероприятия не только объединяют людей в рамках одной культуры и традиции, но и способствуют открытию новых талантов.

Возрождение еврейских общин в России во многом зависит от преемственности поколений. В этой связи большое внимание уделяется молодежным программам. Приоритетным направлением деятельности является привлечение молодежи к изучению истории и соблюдению традиции. Многогранно развивается система образования, организуется молодежный досуг. Самая активно растущая часть общины — это молодежь от 17 до 35 лет. Такая тенденция сохраняется не один год. И именно молодые люди своей пламенной вовлеченностью в поиски самоидентификации реабилитируют своих родителей, своих бабушек и дедушек. Не только с точки зрения духовной, но и фактически — рассказывают, что такое быть евреем, что важно праздновать, что с чем есть, и, главное, как и во что верить.

Благотворительность всегда была неотъемлемой частью еврейской общины. И сегодня благотворительные и социальные программы, поддержка малоимущих и нуждающихся граждан неизменно являются одной из приоритетных сфер деятельности ФЕОР.

Цель ФЕОР - «создать условия для полноценной религиозной и национально-культурной жизни граждан России, исповедующих иудаизм и идентифицирующих себя с еврейским народом. Основное средство для реализации этой цели — всестороннее развитие еврейских религиозных общин с необходимой инфраструктурой (синагоги, воскресные и общеобразовательные школы с еврейским этнокультурным компонентом, йешивы и иные высшие учебные заведения, общинные центры и пр.) на территории Российской Федерации»[1]

Деятельность общины состоит из идей восстановления общин, образование молодого поколения, развитие и распространения социальных программ, направленных на гуманитарную помощь, и одна из важнейших целей — это борьба с антисемитизмом.

Исходя из данных на 2014 год в состав ФЕОР входило 200 общин более чем в 170 городах, а в 42 общинах работали раввины, тем самым можно сделать вывод что фактически ФЕОР является филиалом Хабада в России и СНГ.

Деятельность ФЕОР на мой взгляд делает большой акцент именно на образовании, так как на данный момент по всей территории Российской федерации действуют более 70 воскресных школ, и 25 из них являются образовательными с еврейским этнокультурным компонентом. Также в России имеются около 30 детских садов, 20 детских оздоровительных центров и также 4 высших религиозных учебных заведений. Это всё говорит о том, как важно организации ФЕОР сохранить еврейскую идентичность в молодом поколении. Я считаю, что это абсолютно верное направления в деятельности ФЕОР.

Социальные программы ФЕОР представляют из себя гуманитарную, финансовую поддержку в сторону синагог, общинных центров – это позволяет нормально функционировать общинам, так как без данной поддержки извне было бы тяжело в содержании синагог. Это говорит опять же об том что ФЕОР важно поддерживать все аспекты для комфортного поддержания религиозной идеи в еврейской общине.

Состав совета федерации:

2.2. КЕРООР

В 1989 году был учреждён Всесоюзный совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО), который возглавил главный раввин СССР Адольф Шаевич.

После распада СССР была создана новая всероссийская организация, являющаяся правопреемницей ВСЕРО, — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). Эта организация, исполнительный комитет которой и по сей день располагается в Московской Хоральной синагоге, стала ядром, вокруг которого начали объединяться религиозные общины и организации по всей стране. Число их росло от года в год. И несмотря на все сложности, которые переживала Россия, реставрировались старые и строились новые синагоги, появлялись новые общинные культурные центры, открывались еврейские общеобразовательные и религиозные школы. Евреи, живущие в самых отдаленных уголках России, благодаря деятельности КЕРООР, получили возможность изучать Тору, отмечать еврейские праздники согласно Традиции.

Главной целью и задачей КЕРООР является создание благоприятных условия для ведения еврейского образа жизни, сохранения национальной идентичности российских евреев, а также приближение к Торе (Keroor.com, 2019).

Исходя из целей и задач, которые перед собой ставит организация КЕРООР, можно сделать вывод что их сфера деятельности также, как и сфера деятельности ФЕОР направленна на помощь и развитие еврейских общин.

Структура - ЦРООИ КЕРООР объединяет 100 еврейских организаций в 68 городах России. Данный орган не имеет административной власти, а выполняет консультативно-координирующие и представительские функции. Главной сферой его деятельности декларируется продвижение изучения Торы, проведение региональных семинаров, подготовка кадров для работы в общинах, ознакомление еврейского населения с национальными традициями, координацию деятельности ноахидов, образовательная и издательская деятельность.

Руководящие органы ЦРООИ КЕРООР: Президиум.

§ Президент — Олег Адольфович Малис.

§ Первый вице-президент — Шломо Злотский

§ Председатель — Пинхас Швальб.

Итогом рассмотрения деятельности двух крупных организаций ФЕОР и КЕРООР, можно выделить главные объединяющие факторы в деятельности организаций:

· Развитие образования в Воскресных школах;

· Строительство синагог;

· Развитие социальных программ для помощи еврейским общинам;

· Гуманитарная помощь;

· За сохранение национальной идентичности;

· За сохранение религиозной идентичности;

· Борьба с антисемитизмом;

· Сохранение традиций, т.д.

[1] Обращение организации ФЕОР. 11 января 2015 г.