Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Повторение пройденного. Counterpoint SA-20: вечный эксперимент или…?

Любое устройство, собранное по гибридному принципу, имеет конечной целью совмещение достоинств двух различных технологий в одном изделии. Но это в идеале. На практике же не стоит забывать и о том что у любой технологии есть как достоинства, так и недостатки и чего в гибридной конструкции окажется больше – зависит от конкретной реализации. И ,вероятнее всего, именно поэтому гибридных усилителей(а в

...повторение пройденного - это некий анализ, проверка насколько усвоен материал изученный когда-то. Зачастую, с течением времени и расширением кругозора, меняются и выводы сделанные ранее: иногда незначительно,а порой кардинально. Вот и я решил проверить, изменилось ли что-то в моём восприятии спустя энное количество лет. Серия статей объединённых в рубрику «Повторение пройденного» - это переосмысление моих же материалов опубликованных на различных профильных сайтах в разные годы (данная «шапка» предваряет каждый материал из данного цикла, поэтому те, кто уже читал что-то из этой серии, первый абзац смело пропускайте).

Любое устройство, собранное по гибридному принципу, имеет конечной целью совмещение достоинств двух различных технологий в одном изделии. Но это в идеале. На практике же не стоит забывать и о том что у любой технологии есть как достоинства, так и недостатки и чего в гибридной конструкции окажется больше – зависит от конкретной реализации. И ,вероятнее всего, именно поэтому гибридных усилителей(а в нашем случае речь пойдёт о них, а вернее об одном из них) на рынке сравнительно немного: далеко не всегда удаётся создать аппарат с достойными показателями и конкурентной ценой. К примеру, герой сегодняшней статьи новым стоил столько, что позволить его могли лишь единицы. И лишь спустя …цать лет и переместившись в категорию б/у (и даже сильно б/у) данная модель стала относительно доступной. Как Вы все наверное уже поняли, о данном усилителе я уже писал и было это три года назад. Вот ссылка на тот материал (нажмите для перехода). Но статья получилась достаточно объёмной и не у каждого хватит терпения её прочитать. Поэтому здесь я привожу несколько сокращённую и, при этом, частично переосмысленную версию.

Усилитель мощности Counterpoint SA20 разработан и создан в Калифорнии (США) ориентировочно в 1985 году и стоил на момент создания около 8500 $ (в Японии 850000иен).Все наверное понимают что в 1985-м –это была фантастическая сумма – её сегодняшний эквивалент выше раза в три наверное. Точной информации о предварительном усилителе, который должен был составлять идеальную пару для данного мощника, найти не удалось, но, предположительно, это модель Counterpoint SA-5.1 (1984 год 630000 иен или 6000+ долларов США). Либо, как вариант, модель SA-5 (650000 иен). Если кто-то владеет более точной информацией: не сочтите за труд поделиться ею с остальными в комментариях. Возвращаясь же к усилителю мощности цитирую: «Уникальная, запатентованная схема состоит из входного каскада построенного на 5-ти лампах 6DJ8, по 2 на канал и одна для возможности работы в мостовом режиме. На выходе стоят металлические полевые (MOS-FET) транзисторы высокой мощности (16 штук). Линейная схема с отсутствием обратной связи.

В блоке питания стоит большой трансформатор (1 кВт.) с двумя раздельными (на каждый канал) обмотками питания и большие фильтрующие конденсаторы суммарной ёмкостью 100000 мкФ.

Высококачественные комплектующие: полипропиленовые пленочные конденсаторы WIMA, высокоточные металлизированные резисторы Роден Штейна, позолоченные входные и выходные разъемы…»

И далее некоторые тех.характеристики:

Номинальная выходная мощность

220 Вт. ( 8Ω нагрузки)

420 Вт. (4Ω нагрузки)

640 Вт. (2Ω нагрузка)

Мостовой режим

700 Вт. (4Ω нагрузки)

600 Вт. (8Ω нагрузки)

Частотная характеристика 1.2 Гц ~ 200 кГц (8Ω нагрузки)

Время нарастания сигнала 0.6μsec (8Ω нагрузки)

Общие гармонические искажения 0,05%

Интермодуляционные искажения 0,025% (CCIF) 0,02% (DIM200)

Отношение SN (вход короткое замыкание) 84dB

Фактор демпфирования 60 (8Ω нагрузки)

Входной импеданс 100 кОм, 100 пФ

Напряжение питания 230 вольт.

Потребляемая мощность 260 Вт.(на холостом ходу)

Размеры Ширина 483 × высота 170 × глубина 483 мм

Вес 25 кг.

Но цифры, они и в Африке лишь цифры: уровень звучания по ним понять иногда можно, а вот характер – однозначно нет. Именно поэтому я никогда не заостряю внимание на данных из спецификаций за редкими исключениями.

Как все наверное уже поняли, у усилителя мощности, попавшего ко мне на тест, пары в виде «родного» предусилителя не было. Поэтому мне пришлось коммутировать данный агрегат с тем, что имелось. И первое знакомство состоялось со связкой: Counterpoint SA20/ SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA-1. Несколько слов о последнем:

SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA-1 - американский предварительный усилитель разработанный и созданный в Калифорнии. Цена на момент выпуска ~ 4500$. Построен на четырех модулях T - FET, в которых работают долговечные лампы холодного накала. Использованы высококачественные дискретные элементы, позолоченные разъемы и контакты на всех бегунках переменных резисторов и на всех переключателях. Напряжение питания 220 вольт. Информации, прямо скажу, негусто,но,как говорится,чем богаты…

Фотографии автора,то есть -мои.
Фотографии автора,то есть -мои.

Заметили, что аппараты, хотя и изготовлены разными фирмами, но оба они из солнечной Калифорнии. Имеет ли это какое-то значение? Вряд ли. Данное совпадение скорее носит символический характер, поэтому на этом не зацикливаюсь и перехожу к главному: то есть к прослушке. А начал я её с предварительного усилителя, точнее с его фонокорректора. Уж больно было любопытно как там за океаном мог звучать винил. Оказалось примерно так же, как и здесь. Корректор Стародубцева вряд ли уступил по общему уровню «американцу». Какие то мелкие нюансы конечно имели место быть, но в плюс или минус их отнести, сказать сложно. Включаю мощник и сразу же первая особенность: при включении надо ждать две минуты (именно столько прогреваются лампы входного каскада) пока индикаторный светодиод поменяет своё красное свечение на зелёное. Да, цикл у этого «светофора» немаленький. На дороге бы точно пробка образовалась. Но нам спешить по - счастью некуда. Ждём - с. Ну вот и зелёный. Поехали.

Сказать что аппарат могуч - это ничего не сказать. Пользоваться рукояткой регулятора громкости пришлось с хирургической (даже нейрохирургической точностью) - аппарат реагировал даже на миллиметровый сдвиг регулятора. Забегая вперёд скажу, что за всё время прослушивания на совершенно различных жанрах и записанных с разным уровнем композиций мне так и не удалось выкрутить громкость дальше «9 часов утра» (при том что условная градуировка подразумевает диапазон вращения с «8 утра» до «5 вечера»). Хотя у меня и достаточно мощная акустика, но, в то же время, она и чувствительная (95 дб.). Звук… Честно признаюсь, от сочетания лампы с «мосфетом» я подсознательно ожидал чего - то другого, поскольку ламповых усилителей отслушал немало, да и звучание «мосфетных» транзисторов в памяти освежил не так давно. Ну это примерно как смешивать палитру красок: берёшь два разных ( но при этом похожих) цвета и смешиваешь надеясь получить ту же цветовую гамму только более насыщенную. В данном же случае получилось не совсем так. Вернее совсем не так. Условно говоря взяли жёлтый и голубой и в результате получили зелёный. Но КАКОЙ! Вот он реальный звук способный примирить две абсолютно различных технологии. Причём «бармен» который готовил данный коктейль оказался талантом от бога. И от лампы и от транзистора взято ровно столько - сколько необходимо и ни на йоту больше. В результате получился ламповый звук (но без какого либо заметного лампового окраса) и сумасшедшая транзисторная динамика (также без какой либо «мосфетовской» ретуши). Оказывается идеал всё же достижим хотя и не дёшев, если посмотреть на цену ритейла. Правда данные аппараты вторичного рынка и цена 2 - 2,5 - 3 тысячи долларов против изначальных тринадцати - пятнадцати тысяч ( рассматривается текущая связка и родной комплект) позволяет стать владельцем подобного аппарата не продавая почку или душу. Конечно некоторым меломанам бывает важен ещё и внешний вау - эффект, а вот такового у данной связки нет. Кроме внушительных габаритов мощника в ширину, глубину ( именно по глубине он с трудом уместился на моей стойке- см фото) и в высоту (по высоте Каунтерпойнт лишь чуточку ниже моего лампового усилителя) никаких других внешних особенностей за которые мог бы зацепиться глаз попросту нет.

Фотографии автора,то есть -мои.
Фотографии автора,то есть -мои.

Так же как нет таковых особенностей и у предварительного (напоминаю что «не родного») усилителя. Но с другой стороны ничто при этом не отвлекает от звука, который не только не похож на всё то, что я слышал раньше – он ещё и очень достойного уровня даже по современным меркам. Хотя, почему «даже»? Тут всё не столь однозначно. Однако, чтобы не порождать излишних дискуссий я не стану развивать данную тему.

Конечно эксплуатация Counterpoint SA20 возможна и без предусилителя как такового, но тогда потребуется пассивный выносной регулятор громкости и (или) пассивный коммутатор с пассивным же регулятором громкости ( возможно наиболее предпочтительный вариант). Я конечно не сторонник использования усилителя мощности отдельно от предварительного усилителя, но многие аудиопуристы поступают подобным образом и считают это правильным. К сожалению опробовать усилитель в связке с пассивными компонентами на данном этапе не получилось ввиду отсутствия вышеперечисленных девайсов. Понятно, что результат мог бы получиться другим. Лучше или хуже – не знаю, но другим. А я пока возвращаюсь к прослушиванию. И снова винил. Теперь уже в полном варианте. Ну что сказать? Хорошо? Да, хорошо. Даже несколько помасштабней чем на чисто ламповом тракте, но в моих «квадратах» хватало и прежнего размаха. Ну вот в принципе и всё что можно сказать о первом знакомстве с НАСТОЯЩИМ гибридным усилителем. Я не зря выделил слово НАСТОЯЩИМ. Былые знакомства с гибридными, но, по сути, бюджетными усилителями от Magnat и Vincent вызывали кое - какие вопросы. В данном же случае вопросов не возникло НИКАКИХ. Разве что вопрос целесообразности приобретение такого мощного аппарата в стандартную (не очень большую) квартиру может всплыть. Но это уже придирки. Точно так же нецелесообразно ездить одному на Хаммере. Но если хочется (а главное - можется), то почему нет? Казалось бы после данного абзаца должна следовать логическая точка и слово «конец», но «Остапа», а вернее «Остапов» - «понесло»: приятель привёз ещё несколько различных предварительных усилителей и тестирование превратилось в эдакий «мини-сериал» если использовать кинематографические термины.

Вопрос: а как данный мощник будет играть с транзисторным «предом» у меня периодически возникал , но пока такового не было в наличии дальше дело не шло да и потом, я думал что знаю результат изначально. Я оказался прав и неправ одновременно. Правота сработала в случае, когда вместо предварительного SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA – 1, я включил в связку транзисторный Yamaha C - 2. Скажу сразу: на мой взгляд, смысла в такой связке нет – теряется сама идея гибридного усиления и на выходе получился абсолютно транзисторный звук, хотя и не лишённый шарма. Но аналогичный результат был бы и с чисто транзисторным мощником. Чтобы никто не подумал что я ругаю Ямаху скажу сразу и очень определённо, дабы не возникло никаких разночтений: С-2 очень классный ТРАНЗИСТОРНЫЙ предварительный усилитель. И в связке с родным мощником В-2 он исключительно хорош. Так же как он может быть хорош и с каким - либо другим ТРАНЗИСТОРНЫМ усилителем мощности. Но с гибридным мощником его использовать НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ( напоминаю что это лишь мнение автора и соглашаться с ним не обязательно).

Вторым и третьим номером в дело пошли американские транзисторные «преды» SAE P-101 и SAE P-102 (отличий между ними, кроме темброблока в Р-102, который всё равно не использовался, я не обнаружил). И звучали они почти одинаково, но интересно было не как они звучат сами по себе, а как они отыграют в связке с COUNTERPOINT SA-20. И вот тут мой прогноз не сработал. Звучание связки оказалось абсолютно нейтральным - практически таким же как и в дуэте COUNTERPOINT SA-20 / SPATIAL COHERENCE PREAMPLIFIER TVA-1. И это при том, что там «пред» был ламповый, а здесь - транзисторным. Почему получилось так - для меня загадка. Возможно что - то происходит на ментальном уровне. Американец с американцем общий язык нашли, а вот американец с японцем как-то не состыковались. Вобщем как у Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Тем не менее я в очередной раз получил невероятное наслаждение от прослушивания и от четвёртого «преда» сюрпризов уже не ждал. А зря. Четвёртым оказался ламповый Technics 30A изготовленный примерно полвека назад, то есть в середине 60-х. Я почему то думал что удачной связка аппаратов, с разницей в возрасте в два десятилетия, не станет. А в результате именно этот результат оказал на меня неизгладимейшее впечатление. Как и в случае с Ямахой, баланс был нарушен (опять Запад и Восток?) и ламповая (в данном случае) подкраска звука присутствовала в полной мере, но, чёрт возьми, как же это было здорово! Умели же раньше делать «душевные» аппараты! Но раньше и трава была зеленее и колбаса вкуснее. При этом ни с разрешением аппарата (речь о мощнике), ни с его сумасшедшей динамикой никаких метаморфоз не приключилось. Порой посещали мысли что нейтральным является сам усилитель мощности (что на него подашь – то он и усилит не внося никакой «отсебятины»), а характер звука целиком и полностью определяет именно предварительное усиление. Если это действительно так, то думаю что потенциал COUNTERPOINT SA - 20 до конца не раскрыт. В данной ценовой нише это уникальный аппарат и поле для экспериментов с ним – обширнейшее. Можно иметь подобный мускул в системе как основной и лишь менять предварительное усиление для того чтобы получить результат который удовлетворит тебя на том или ином материале. Приятель, до недавнего времени владевший монументальной связкой Technics SU - A200 + Technics SE - A100 прослушав COUNTERPOINT SA-20 со всеми пятью предварительными усилителями сказал что по масштабу и по энергичности подачи материала ни одна из связок не уступила Техниксу, а по вовлечённости в действо превзошла его весьма ощутимо и я склонен согласиться, хотя данные Техниксы в своей системе послушать к сожалению не успел. Скажу больше : мне и самому впервые за последние пару - тройку лет захотелось заполучить в свою систему подобный аппарат в качестве основного усилителя. К сожалению наши желания очень нечасто совпадают с нашими возможностями,но жалеть об этом не стоит.К подобным вещам надо относиться философски: значит не судьба, ну или что-то в таком же духе.

И напоследок. Должен ли человек, страдающий раздвоением личности, получать зарплату за себя и «за того парня»? Примерно такой вопрос, но уже применительно к данному усилителю, возникает в голове после проведённого теста: Осыпать дифирамбами лампу и транзистор по отдельности или петь оду одной общей технологии, удачно соединившей в себе два полярных подхода к построению идеала? Думаю последнее было бы наиболее правильным.