Рок-группа «Кафедра Экспериментальной Психонавтики и Исследований Внутреннего Космоса» существует с 2007 года и уже создала к настоящему моменту, хочется верить, достаточно интересную и разнообразную дискографию. За это время, конечно же, очень много чего произошло с самими музыкантами, со всем миром вокруг... по-началу часто менялся состав коллектива, с ходом истории менялись внутренне постоянные участники, менялась клубная сцена, расцвело и потом несколько увяло фестивальное движение... Поменялись пристрастия молодежи, старые-добрые психоделические допинги «еще из 60ых» сменила современная эпидемия деструктивных, вредных, смертельно опасных порошков... «Востребованная музыка» окончательно превратилась либо в одноразовые безобразную пластиковую попсу или дебильный рэп, ну, разве что, пародию на рок, либо в унылое клацанье техно в андеграунде, некую, кажется, чаще всего, утилитарную безвкусную жвачку, продукт. Но Kafedra всегда оставалась верной живому психоделическому рок-н-рольному саунду, на каждой следующей пластинке стараясь открывать все новые и новые оттенки стиля, свежие ритмы, гармонии и мелодии, можно сказать, каждый раз переизобретая любимый жанр заново. Сами способы которыми были сделаны записи группы достаточно необычны для нашего времени, и совмещают в себе стандартные и самые современные цифровые возможности с необычными экспериментами, или, например, прежде всего - одновременной записью неизолированного звука с воздуха с «неплотным мастерингом» для продакшена. Именно поэтому, альбомы проекта, кажется, звучат не «как почти у всех сейчас» - плоско-вылизано, пережато в попытке соответсвовать «цифровым и танцевальным стандартам», а более «лампово» и «нативно», ближе к тому, как звучала рок-музыка изначально - в 60ых/70ых годах. Я решил запилить цикл последовательных статей, в котором будет немного рассказано о каждом альбоме группы, о том как они создавались. Возможно, это будет интересно немногочисленным поклонникам нашего творчества, а также тем, кто ищет нечто строго перпендикулярное убогому мейнстриму.
Итак, группа возникла в 2007 году когда в Москве встретились гитарист Левон Гамбарян, клавишник/мультиинструменталист Константин Пилипенко и, тогда - играюший на перкуссии, Борис Попов. Часто к нам присоединялся еще кто-нибудь из друзей, по-большому счету все это тогда было больше «процессом», дружеским «джемом» и «хэппенингом», чем серьезной, нацеленной на какой-то конкретный конечный результат деятельностью. Сохранились отвратительного качества фотографии первых нелепых выходов на сцену:
Почти сразу к нам присоединилась вокалистка Анна Бабаева с интересным мощным природным тембром голоса. Мы встречались, делились какими-то музыкальными идеями, находками, пацаны рубили свои рифы, а Аня иногда уверенно пела поверх них известные рок-н-ролльные хиты - там где русской авторской текстовки не было. Такой оригинальный «мэшап»-подход стал теперь причиной того, что мы не можем отдать цифровым дистрибъютерам замечательную первую пластинку, справедливо опасаясь проблем из-за авторских прав.
К 2008 году у нас появился постоянный басист Николай Алсуфьев с интересной манерой, тяготеющей к диско-панку, кроме того, совместными усилиями сложилась внятная программа законченных номеров которую можно было пойти и записать в студии. Что мы и сделали всего за одну ночь, отправившись в подвал к знакомому звукорежиссеру. Все треки были сыграны одновременно в одной комнате за пару-тройку дублей, а заключительная спонтанная импровизация с одного. Обложку альбома создала молодая талантливая художница, самая первая и верная поклонница, рано покинувшая этот мир, Татьяна Елькова:
Сохранились плохие фотографии с презентации альбома и психоделической прогулки на следующий день по осеннему Подмосковью, я нацепил какую-то ужасающую «хипповую» тряпку, имени ударника не помню и так далее:
Я слышал, что многие до сих пор считают этот альбом чуть-ли не самым выдающимся произведением в творчестве Kafedra. Действительно, хорошо ощущается что запись несет в себе неповторимую атмосферу трепетной юности, свежести, трогательного инфантилизма и наивной романтики. И акустический саунд с джамбеем вместо ударки этому только способствует. Практически безо всяких усилий с нашей стороны диск, можно сказать, взорвал тогда еще тоже - более наивный и простой бескорыстный молодежный интернет-андеграунд, «пошел по ушам рукам», в мир...
Сегодня послушать и скачать пластинку можно только на Bandcamp.
Удивительную атмосферу тех лет отлично передает сохранившаяся видеозапись клубного исполнения краут-композиции «Молча глядя в огонь»:
Продолжение следует...