Найти тему
Переплёт

Первый роман Олега Никитина - и сразу мир без будущего

Оглавление

Здравствуй, читатель!

Российская фантастика начала 2000-х - это источник, полный самых невероятных идей. После мутных 90-х, когда на книжный рынок хлынули мутные потоки самого невероятного западного фэнтези, произошло очищение и самобытные идеи стали пробиваться через завалы треша и угара. Одним из открытий жанра была книга Олега Никитина "Падение сквозь ветер". О ней сегодня и расскажу, а ссылку дам в конце статьи.

Что-то я в последнее время на канале стал уделять больше текста именно российской фантастике. Из последнего, буквально на днях, вышла статья о творчестве и распаде творческого дуэта Виктор Бурцев. Сегодня продолжаю тему.

Олег Никитин продолжает творить и сейчас. После известных и получивших свою долю читательского внимания романов "Боевой устав гоблина" и "Боевой устав эльфа" он в прошлом году выпустил уже не фэнтези. Роман "Этот свет" - практически исследование загробного мира, точнее - одной из версий. Гениальный учёный, работающий над воскрешением из мёртвых, проводит эксперимент над собой и... умирает, чтобы воскреснуть. Вот только для воскрешения ему нужно будет пройти через много мест на том свете.

Но сегодня речь не о новом романе Никитина, а о первом.

Падение сквозь ветер, 2003 год

Магия - это не Зло и не Добро. Это просто наука, служащая и Злу, и Добру
Магия - это не Зло и не Добро. Это просто наука, служащая и Злу, и Добру

Роман, сражу скажу, многозначный. В этом убеждаешься, читая уже первые страницы. Начало повествования Никитину удалось - сразу начинаешь напряженно следить за логикой развития не самого фэнтезийного сюжета. Да, это скорее детектив, чем фэнтези.

Несмотря на фантастический антураж, в романе описываются прежде всего отношения между людьми. Именно в этом поле завязан конфликт, разворачивается сюжет, живут (именно живут) персонажи. А сюжет очень необычный, я бы сказал смелее — найти ему хотя бы какие-нибудь аналогии я не сумел. Во многом из-за придуманного и продуманного мира.

Бывшему сотруднику Отдела частных расследований, владеющему началами магии, поручают найти убийцу мага. Да не простого, а будто бы придумавшего, как вернуть мужчинам способность иметь детей. Ведь после разрушительной магической войны и применения грандиозного по мощи Заклятия в этой стране больше не рождается ни один младенец. А значит, всей цивилизации грозит реальный конец... Так что, разобраться в работах мага - равно спасти мир.

По ходу расследования сыщик постепенно повторяет достижение погибшего мага, вычисляет его убийцу и почти становится... спокойно, не расскажу. Скажу только, что финал книги буквально перевернул историю, заставив полностью перетряхнуть в голове содержание романа, взглянуть на события под абсолютно другим углом — всё как в лучших образцах детективного жанра.

Но если бы книга была просто детективом, я бы вряд ли сел за эту рецензию, просто горячо порекомендовал бы друзьям, и только. Дело в том, что «Падение...» все больше кажется мне подлинным явлением в русской фантастике. Почему? Попробую объяснить.

События романа переведены в «человеческое» измерение, а не в историко-мифологическое. Процессы бытия в тексте практически не зависят от магии, не происходит «оккультного реформирования реальности», что наблюдается, скажем, у Муркока или Перумова. Магия влияет на мир не более, чем наука влияет на наш мир. Разве люди не пытались повернуть вспять реки, не осушали болот, разве не разгоняют тучи, пробуя управлять погодой? И всё это научными методами.

Кстати, во вселенной Никитина магия — не более чем обобщённая протонаука, куда включены все известные нам области знаний, от филологии до зоологии. Любопытно, что в романе слова «волшебство» и «волшебник» не употребляются. И эта самая магия (читай - «наука»), поставленная на платформу политиканства, превращается в оружие, которое в конце концов едва не приводит к гибели весь человеческий род.

Далее, в «Падении» совершенно нетипичный герой (да он и не «герой» с точки зрения фэнтези). Это человек ни в коем случае не монументальный, мы имеем возможность проследить эволюцию его характера, его мировоззрения, видим, как он взрослеет, любит и страдает. Разве нельзя узнать в юном маге себя самого, разве не возникает такое чувство при чтении его дневников?

Основной вопрос, звучащий в романе, — «почему» (вовсе не «что» и не «как», самой теории магии места почти не нашлось). Я довольно уверенно заявляю — привычное, толкиеновское фэнтези, благодаря Олегу Никитину стало вчерашним днём. Сверкающий меч теперь лежит на дне старого сундука, а файерболы погасли в лужах.

Начать читать роман можно вот здесь.

Уважаемые читатели и подписчики! В последнее время на площадке Дзен имеются некие проблемы с показом статей заинтересованным в этом пользователям. Проще говоря - новые статьи в ленте не показываются или показываются тем, кому они не интересны.
Если вам нравится "ПроЧтение" - просто заходите на канал самостоятельно: новые статьи здесь есть каждый день! Спасибо за поддержку, вы самая фантастическая аудитория на Дзене!

Приятного ПроЧтения!