Поскольку 19 сентября 2020 года профсоюзное сообщество отмечает тридцатилетие ФНПР, то состоится много торжественных мероприятий и будет много поздравлений. В принципе, можно было бы и здесь написать про нелегкий, но славный путь. Но поскольку кроме образовательной и воспитательной функции газета несет и развлекательную нагрузку, расскажу вам немного поучительных фактов, связанных с созданием и первыми годами ФНПР. Тем более что все эти факты наблюдал лично, своими подслеповатыми глазами (кряхтя, начал рассказчик). В некоторые из них поверить трудно. Но вы попробуйте.
Начнем с того, что, собственно, ФНПР как отдельно стоящую федерацию никто изначально создавать не собирался. В рамках ВЦСПС уже были советы профсоюзов отдельных союзных республик - украинский, белорусский и т.д. Та же история, что и с коммунистическими партиями: национальные компартии были - функции российской выполняла сама КПСС. Даже разговоры о создании российской компартии рассматривались как злостный сепаратизм. Известное “ленинградское дело” конца 40-х годов с расстрелом группы государственных и партийных руководителей было как раз связано с их попыткой “чисто обсудить” перспективы компартии в РСФСР. Вот и поговорили…
Но с развитием перестройки в СССР снова заговорили о надобности для России всего своего - и компартии, и профсоюзной структуры. Когда эту тему обсуждали в ВЦСПС в конце 1989 года, никакого решения насчет федерации, повторю, не было. Только - о создании внутри ВЦСПС Российского республиканского совета. Ровно в такой же форме, что и у других республик. И только буквально накануне первого мартовского заседания съезда российских профорганизаций оргкомитет, возглавляемый Игорем Клочковым - будущим председателем ФНПР, “выкатил” тему отдельной от ВЦСПС организации. Как пишут сейчас в интернете, “шоковый контент, жми сюда”.
В раскоряку от такого внезапного и радикального предложения встала не только часть профсоюзного руководства, но и делегаты. А также внезапно выяснилось, что отдельных российских отраслевых профсоюзов практически нет (откуда бы им взяться?). Но должен же кто-то выступить членскими организациями новой структуры, если уж отраслевых профсоюзов пока нет? Таковыми стали региональные советы профсоюзов. По сути, главное основание, по которому они попали в статус “членских организаций”, на тот момент был именно такой - от безысходности. Именно поэтому, обозначив создание ФНПР, учредительный съезд разошелся на полгода. Перефразируя отца Федора из “12 стульев”, прихожане разошлись создавать российские отраслевые профсоюзы. И уже создавши, в сентябре проводить второй этап съезда.
Структура получилась крайне демократическая даже по меркам того демократического времени. Уже на учредительном съезде предлагалось дать возможность всем членским организациям исполнять общие решения (съезда, коллегиальных органов), только если организации с ними согласны. И взносы платить примерно так же. При этом деньги на финансирование центральных органов ФНПР предполагалось брать от коммерческой деятельности.
На тот момент никаких претензий к этому тезису ни от делегатов, ни от правоохранительных органов не последовало. Уже на съезде предлагалось разрешить входить в ФНПР в качестве членских организаций любым профсоюзным структурам, вплоть до первичных. В принципе, перспективы такого шапито сразу попытались ограничить. Но еще до середины 90-х, как свет потухшей демократии, в справочнике членских организаций ФНПР числилась профорганизация какого-то ставропольского агропредприятия...
Новая структура сразу начала бороться с диктатом старой - то ли явным, то ли вымышленным. Попав в 1992 году, еще студентом, на работу во Всеобщую конфедерацию профсоюзов СССР (преемницу ВЦСПС), я был поражен тем, что у нее отношения с ФНПР были как у кошки с собакой, причем на уровне сотрудников аппаратов. Всего лишь звонок сотрудников ВКП в совет профсоюза любой российской области расценивался как имперское вмешательство в дела суверенного национального профцентра. К слову сказать, “имперским диктатом” ВКП дело не ограничилось, и уже вскоре внутри самой ФНПР отдельные профсоюзные руководители начали бороться с диктатом только что избранного руководства.
Но и это не самое удивительное. Дело в том, что первые два года своего существования новое руководство ФНПР пыталось как-то привлечь к общей работе представителей, как тогда говорили, “альтернативных” профсоюзов. Их приглашали на официальные заседания, предоставляли слово. В ответ они, грубо говоря, учили, как жить правильно. Если переиначить на современный лад, это выглядит как приглашение лидера “Альянса врачей” на съезд ФНПР и предоставление ей слова для рассказа о негодяйской роли тех, кто ее, собственно, и пригласил. Причем выступления долгого и без какого-либо временного ограничения. Более того, ряд мероприятий альтернативных профсоюзов был тогда напрямую профинансирован ФНПР. Однако, кроме готовности брать деньги, никакой готовности к сотрудничеству с той стороны выказано не было.
Когда сегодня мы говорим о социальном партнерстве и трехсторонних комиссиях, не грех вспомнить, с чего все это начиналось. В 1992 году правительственная сторона несколько раз демонстративно покидала заседания только что созданной РТК. Борис Ельцин встречался с профсоюзами, давал обещания не поднимать цены - и буквально на следующий день подписывал указ об их повышении…
К чему я рассказываю все эти исторические баллады? Только для того, чтобы многие из тех, кто этого не видел, смогли понять - с какой планки стартовали и какой уровень организационного… как бы это сказать?.. дисбаланса внутри федерации на тот момент имелся. И предположить - какие усилия потребовались, чтобы с годами привести этот… дисбаланс в приличное состояние.
Так что есть все основания поздравить структуру с юбилеем, а заодно и нас всех!
Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org