Забегая вперёд, стоит сказать "Да! Нолан определённо гений". Значит ли это, что "Довод" - отличный фильм? Хороший и нелёгкий вопрос.
Наверное, самый громкий режиссёр 21 века, некий первопроходец определённых стилей и приёмов кинематографа, для некоторых - чуть ли не икона.
— Не думайте о слонах. О чём вы сейчас думаете?
— О слонах.
Примерно такие же слова (а это цитата из фильма "Начало") можно сказать и про самого Кристофера Нолана. О нём говорят, его обсуждают, фильмы попадают во всевозможные рейтинги и топы. Но это не рок-звезда из мира кино. Абсолютно заслуженный успех (чего только стоит перезапуск одного из самых знаменитых героев комиксов, от которого в своё время все уже успели устать. Речь, естественно, про Бэтмена или же Тёмного рыцаря) режиссёр строил не один год. Каждый сценарий Кристофер Нолан долго вынашивал и дорабатывал, чтобы в конце выдать прорывную картину.
Так, например, некоторые идеи фильма "Довод" режиссёр вытёсывал в своей голове 20 лет. Будем честны, это заметно...
Что же главное в этой картине? Актёры? Вряд ли. Выдающуюся игру Хита Леджера, Мэтью Макконахи или же Леонардо Дикаприо из предыдущих фильмов невозможно затмить. К ним даже приблизиться тяжело. Джон Дэвид Вашингтон и Роберт Паттинсон, конечно, старались, но вышли обычные персонажи из боевиков. Не самые плохие, но всё ещё обычные. Может быть дело в том, что сюжет не позволил сделать их запоминающимися (у главного героя даже имени нет), тяжело сказать. И здесь плавно перехожу ко второму вопросу. Глубина персонажей. Кэт в исполнении Элизабет Дебики - единственная, кому мы можем хотя бы чуть-чуть сопереживать в течение всей ленты с её семейной драмой (но и хорошей игрой в том числе). В остальном фильм пустой. В нём нет какой-либо морали, сюжета в сюжете или тяжелой внутренней борьбы. Но любой фильм Нолана уникален. "Довод" - не исключение.
Сюжет
И это основная его уникальность. С одной стороны мы уже видели игру со временем раньше, но такую...
Понимаешь, Довод не был основан в прошлом. Он будет основан в будущем.
Всё, что мы делаем в настоящем, влияет на будущее. А что если будущее будет влиять на настоящее, которое и окажется будущим? Примерно так, сложно и непонятно, можно вкратце описать основную сюжетную задумку ленты.
Инверсия - преобразование пространства, называемое отражением.
При помощи некоего прибора (камеры? комнаты?) персонажи могут дублировать себя, отправив обратно во времени. Для них всё происходящее вокруг будет идти "задом-наперёд", а для остальных - именно они будут двигаться назад. Подобным образом герои должны влиять на происходящее. Если сейчас идея ещё остаётся понятной, то спустя несколько таких инверсий и переплетения множества параллельных (и не очень) событий - начинаешь сходить с ума.
Стоит заметить, что эта сложность в постановке сюжета сделана качественно. Для тех, кто почти ничего не понимает, либо потерял нить, сюжет всё равно идёт вперёд. Запутаться легко, но к концу фильма многое становится хоть немножко понятней. За это автору большое спасибо. Помимо всего прочего, отдельный плюс ленты - Нолан не забыл про классические временные парадоксы, упоминая их и не нарушая установленные правила путешествий во времени (любители поймут, интересующиеся - почитают).
Но вообще, все эти временные штучки закручены вокруг довольно простого сюжета с торговлей оружием, а в последствии - со спасением мира. Эдакий "Крепкий орешек" из мира фантастики.
Кристофер Нолан никогда не пренебрегал пафосом, который в "Доводе" дошёл до предела. Наверное, в рамках этого фильма всё выглядит умеренно, но разве дорогие костюмы, яхты, пафосные диалоги и даже мимика каких-то супергероев - именно то, за что мы любим создателя "Помни" и "Интерстеллара"? Вряд ли.
Съёмка
На данный момент "Довод" - самый дорогой фильм Кристофера Нолана. Бюджет ленты - 205 миллионов долларов. На 40 миллионов больше чем "Интерстеллар" и на 45 миллионов больше чем "Начало".
Яркая и изменяемая цветовая гамма, шикарные планы, большое количество стран, в которых проходили съёмки (аж целых 7). И главное, за что мы полюбили режиссёра - как всегда подавляющее большинство сцен, снятых в живую.
В фильме есть много моментов, где сплетаются два времени (прямое и инверсивное), одно из которых движется вместе с нами, а другое - в обратном направлении. Это и речь персонажей, и езда на машине, и даже ходьба. Всё это актёры отыгрывают по-настоящему. Учатся говорить и ходить "задом-наперёд", а в автомобилях незаметно ставится руль с водителем на заднем сидении. Кристофер Нолан не перестаёт удивлять от фильма к фильму.
Итоги
Кому-то придётся посмотреть "Довод" два или три раза, чтобы понять и полюбить эту картину. Кто-то даже на второй просмотр уже не будет удивляться и восхищаться лентой.
Нолан снял уникальный, но не лучший свой фильм. Вполне вероятно, что если бы люди за время пандемии не изголодались по кинотеатрам, "Довод" не отбил бы и своего бюджета.
Моё отношение к фильму очень разностороннее. Время прошло незаметно, приходилось много думать и не отвлекаться. Я знаю все минусы ленты. Возможно, некоторые (а то и многие) из них я так и не заметил, потому что "Довод" меня поглотил полностью. Кристофер Нолан остаётся гениальным режиссёром, и это точно не его провал.
Положительные эмоции всегда затмевают отрицательные.
И я уверен, что положительных было больше.
Ставьте лайки, обсуждайте в комментариях и подписывайтесь на канал.
Это моя первая статья, но дальше - больше.