Вы когда-нибудь видели у нас в России такого размера и масштаба усадьбу, похожую на настоящий дворец? Вот и я не видела! И уже, скорее всего, не увидим! Ведь от некогда величественного поместья в Баловнево не осталось практически ничего...
Для начала небольшая историческая справка.
Село Баловнево известно уже с 16-17 веков. Первым его владельцем был донской атаман Баловнёв. По его фамилии и дали название населенному пункту. В 1628 году частью села уже владел род Муромцевых, однако настоящий расцвет усадьбы Муромцевых пришелся на период владения ею Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734-1799). От трех браков у него было 12 детей и перед ним стояла задача создать настоящее родовое поместье.
На непригодной для возделывания земле создали каскад из 13 прудов, фруктовый и пейзажный парк. Был построен новый усадебный дом дворцового типа. А в 1789 году началось строительство нового храма. По некоторым признакам автором проекта храма считается Баженов, однако достоверных данных на этот счет нет.
Чуть позже территория усадьбы расширилась и претерпела некоторые изменения. Перед домом поставили фонтан, флигели соединили с главным домом. Баловнево считалось одним из лучших архитектурных ансамблей в российской глубинке. Усадьба привлекала влиятельных посетителей. Например, Екатерина Великая гостила здесь несколько недель.
Для того, чтобы легче было понять масштабы усадьбы, предлагаю прочитать воспоминания Николая Волкова-Муромцева, посетившего Баловнево в 1912 году:
"...Въезд был через триумфальную арку, построенную Растрелли. Были еще две такие арки в других въездах через парк...
Главный дом был соединен аркадами с двумя флигелями, образующими букву „П". Перед мощенным булыжниками подъездом была круглая травяная площадка с бьющими фонтанами, окруженными грядками цветов. Напротив стояла высокая каланча, ... построенная Растрелли, — это была водяная башня с часами, которые били в часы и получасы.
Дом был грандиозный, более 100 комнат... Мы жили во флигеле. Было очень странно: на втором этаже, где мы жили, было 10 квартир, по 3 комнаты в каждой, и даже были номера на дверях, точно отель."
Что же мы видим сейчас? В более или менее сохранном состоянии осталась всего-лишь одна арка, остальные просто исчезли. Да и от этой арки скоро останутся одни воспоминания.
От дворца тоже практически ничего не осталось - один лишь флигель, да и тот уже без крыши - пока что держатся только стены. Рядом - водонапорная башня. Без часов.
А вот каким был усадебный парк:
"...Парк был разбит замечательно. От лестницы шла очень широкая аллея, которая пересекала „реку" через мраморный мост и продолжалась ... через парк ... и кончалась лужайкой, на которой месяцеобразно были посажены 15 дубов.
„Река", которая извивалась через парк, оказалась прудом. Концов ее я никогда не видел. Парк был сам более 400 десятин. На мысах, выдающихся в реку, были какие-то беседки, в виде греческих храмов."
Сейчас от прудов, мостов и беседок тоже ничего не осталось. Вместо бескрайнего пруда - зеленый заросший травой небольшой прудик, вокруг которого уютно устроились дачные участки местных жителей.
"...Церковь, тоже красная с белым, была построена Растрелли и какая-то была нерусская на вид. Она стояла глубоко в парке.
За парком было 3.600 десятин, почти все пахотные, разбитые на десять хуторов, каждый со своим собственным хозяйством."
Владимирская церковь в Баловнево - это, пожалуй, практически все, что сохранилось от усадьбы. Недавно ее отреставрировали и теперь она в отличном состоянии.
Недалеко от усадьбы в Баловнево есть необычный заброшенный храм посреди поля - "Храм посреди бескрайних полей подсолнухов. Куда же делась деревня?"