Чего только не услышишь в последнее время по поводу православной Церкви: попы разъезжают на Мерседесах, они больше похожи на бизнесменов, а не на пастырей, за многие обряды и таинства нужно платить, и расценки за них висят как торговые бирки в супермаркетах, патриарх тоже не подает пример личной скромности, по его примеру батюшки якшаются с чиновниками и непонятно порой, где заканчивается государство и начинается церковь…
Что ж, многое из перечисленного – увы! – имеет место быть. На этом основании многие из наших соотечественников потеряли доверие к Церкви и отвернулись от нее. Дескать, православная Церковь безнадежно «испортилась» и «прогнила» и делать, дескать, поэтому там нечего.
Что ж, давайте разберемся с доверием. Можно ли доверять современной православной Церкви?
Сразу хочется сказать, что от Церкви отвернулись в основном те, кто там по-настоящему никогда и не были. Большинство воцерковленных христиан свои общины не бросили, да и не могли по определению этого сделать.
Церковь для них – это мать. Мать духовная. Как физическую мать никто из нормальных людей не бросит, несмотря на все ее недостатки, многие из которых только прогрессируют с возрастом, точно так же никто их христиан не бросит свою духовную Мать, что бы с ней не происходило.
Для этого достаточно глянуть в историю и посмотреть, как вели себя самые прозорливые ее святые, те, кто все церковные недостатки видели гораздо лучше, чем любые тогдашние или современные обыватели.
При св. Сергии Радонежском православная Церковь вынуждена была прогнуться под монголо-татар и даже поминать ее ханов на богослужениях и молиться за них. Вот, казалось бы, самый убийственный повод для потери доверия к такой Церкви! Как же – молится за своих захватчиков и поработителей. Все равно, что если бы Гитлер нас завоевал, а Церковь стала за него молиться.
Но ни у современников св. Сергия, ни у него самого нет никакой «потери доверия». Да – условия жизни были тогда такими, и их вынужденно нужно было терпеть, что не помешало св. Сергию благословить Дмитрия Донского на войну с Мамаем.
А жадности и денежных злоупотреблений и тогда было не меньше. Ведь это только официально церковь была освобождена от ордынской дани. Митрополиты и епископы точно так же, как и князья, ездили в Орду за ярлыками. А они давались отнюдь не бесплатно и не за «красивые глазки». Плати – и получишь. Вот и приходилось выжимать из уже ограбленной баскаками и княжьими поборами паствы новые «копеечки». Чем не повод потерять доверие к такой Церкви?
Но не теряли ни святые, ни простые люди доверие к своей Матери-Церкви. Все понимали в отличие от наших современников.
Взять времена Серафима Саровского – начало 19 века. Он был свидетелем уже не просто «недостатков», но настоящего «нечестия» в среде высших церковных иерархов и пророчествовал о том, что скоро многие из них вообще не будут веровать в Иисуса Христа. Что и случилось в предреволюционное время.
Но это не мешало потерять доверие ни ему, ни простому люду, исправно заполняющему храмы, несмотря на то, что в синодальный период Церковь просто стала «служанкой» государства, одним из его ведомств – то есть чиновники и церковники «якшались» друг с другом гораздо теснее, чем сейчас.
Так что у наших предшественников было отнюдь не меньше поводов потерять доверие к православной Церкви, но они его, в отличие от нас, не теряли. Потому что были действительными христианами, а не мнимыми.
Так что по поводу доверия спросим себя, а кому мы вообще можем доверять?
Может быть государству? Тому, кто на памяти нашего, еще не старого поколения, несколько раз меняло свою идеологию, экономический и социальный строй и с удручающей регулярностью кидало своих граждан – экономически, социально и духовно?
Может быть, лично Путину, который обещал не поднимать пенсионный возраст и поднял его, да и бросил свою рано постаревшую жену, как снял старые тапки с ноги?
Может быть, вы доверяете еще каким-то политикам – Зюганову, Жириновскому (?..) – и считаете, что они заслуживают безусловного доверия? В таком случае вам можно посочувствовать.
Если уж доверять, то тому, что имеет безусловный кредит доверия у многих поколений наших предков. Они отнюдь не были дураками, лентяями и безмозглыми простофилями. Ибо построили великую тысячелетнюю страну.
И такой общественный институт, как ни крути, только один. Это – православная Церковь.
Так что повременим кричать о полной «гнилости» православной Церкви, о том, что она полностью утратила кредит доверия? Были времена похуже и пострашнее. И – ничего, пережили. Церковь пережила, и ее верные чада тоже.
Не Церковь утратила доверие, а мы измельчали и выродились. И перестали быть достойными своих предков.
Так что чем кидаться грязью, давайте лучше на себя посмотрим.