Какой закон регламентирует возможность возврата и обмена товара
Регламентирует эту процедуру закон о защите прав потребителей. Вернуть можно как товар ненадлежащего качества, испорченные продукты, так и те вещи, которые не подошли по размеру, форме, комплектации и пр. Сделать это потребитель может в течение 14 дней без объяснения причин. Почти во всех случаях, продавец обязан принять товар.
Главное, чтобы вещь не была в употреблении, сохранялся товарный вид, а также желательно, чтобы покупатель мог предъявить чек, подтверждающий покупку.
Однако стоит знать, что не все товары подлежат возврату. Разберем этот вопрос подробнее.
Какие товары не подлежат возврату по ФЗ №2300-1
Законодательством предусмотрен перечень качественных товаров, которые нельзя вернуть или обменять по причинам несоответствия по цвету, форме, фасону из-за особенностей их использования.
Например, если клиент приобрел набракованный товар из этого перечня, но он не пришелся ему по душе, то это не будет являться основанием для возврата.
Итак, вернуть не получится:
- Лекарственные препараты;
- Косметику, парфюмерию, предметы личной гигиены;
- Купальники, нижнее белье, носки;
- Ювелирные украшения;
- Книги, календари;
- Мыло, стиральные порошки, средства для уборки;
- Пластиковую посуду;
- Товары, которые продаются путем метража (линолеум, обои);
- Мебель, которая требует дополнительной сборки;
- Оружие;
- Животных.
Также, не подлежат возврату технически сложные товары, к которым относятся сельскохозяйственные машины с электродвигателями, лодки для спорта и туризма, навигаторы, системные блоки, ПК, часы, фотокамеры и видеокамеры, бытовая техника для кухни и ванной комнаты.
Обращаем ваше внимание, что помимо всего вышеперечисленного не получится вернуть вещи, изготовленные по индивидуальному заказу.
Порядок возврата товара по закону о защите прав потребителей
Какие товары можно вернуть
Вернуть можно предметы одежды, в том числе и верхней, обувь, детские игрушки, сумки, технически несложную бытовую технику (фен, утюг, чайник и т.д).
Это могут быть как бракованные вещи, так и надлежащего качества. Главное, чтобы они не входили в утвержденный перечень невозвратных товаров.
Возможные причины возврата
Причин довольно много: обнаружен производственный брак, товар вышел из строя в период гарантийного срока, качество покупки не отвечает заявленным критериям, вещь не подходит клиенту по каким-либо параметрам: размер, цвет и пр.
Какие условия нужно соблюдать
При возврате товара покупатель должен придерживаться следующих правил:
- Предъявить чек или иное доказательство покупки. Сегодня это можно сделать через выписку из банка, как правило в онлайн сервисах подробно отражаются суммы, время покупки и название магазина.
- Продукция надлежащего качества должна быть в отличном состоянии с сохранением товарного вида. На приобретенной вещи должен оставаться ярлык (если он был изначально). Также возврат необходимо осуществлять в упаковке, в которой товар был куплен.
Если вы владелец магазина, воспользуйтесь кассовой программой Бизнес.Ру для легкого оформления возврата. В сервисе кассир сможет быстро найти чек, по которому был отпущен возвращаемый товар. Доступен возврат как части товаров из чека, так и всех позиций.
Способы возврата
В соответствии с законом клиент магазина при возврате товара может выбрать один из нескольких возможных сценариев:
- согласиться на ремонт за счет компании,
- обменять изделие на такое же (если нет в наличии, то дождаться поступления в магазин),
- взять аналог (с доплатой или с частичным возвратом суммы),
- потребовать вернуть деньги за товар.
Какой из этих вариантов должен быть приоритетным? Любой. Более того, закон допускает, что клиент магазина не обязан мотивировать выбор того или иного сценария при возврате продукции ненадлежащего качества. К слову, все расходы на перевозку изделия в полной мере возлагаются на продавца.
Какой бы способ вы не выбрали, действовать нужно следующим образом:
- Необходимо составить заявление на возврат или обмен товара. Пишется оно, как правило, в произвольной форме, указываются причины возврата/обмена, дата покупки, контактные данные.
- Далее нужно передать заявление продавцу. Если он отказывается принять его, то можно отправить заказным письмом с просьбой уведомить о вручении бумаги. Принятое решение о судьбе возвращаемого товара продавец должен донести до покупателя в течение 10 дней.
- Если руководство торговой точки отказывается обменять товар или вернуть денежные средства, то следует обратиться в Роспотребнадзор. Подробнее об этом читайте дальше в статье.
Срок возврата
Купленный товар надлежащего качества можно обменять на аналогичный или попросить возврата денежных средств только в течение двух недель со дня фактической покупки.
Возврат испорченного не технически сложного товара возможен в течении срока установленной гарантии или годности (а если нет сведений ни о том, ни о другом — то в пределах 24 месяцев с момента покупки).
Денежные средства возвращаются в течение 10 дней с момента подачи заявления, но чаще всего этот срок значительно меньше. Если покупатель обнаружил брак или то, что товар не подходит ему по размеру, и в этот же день обратился к продавцу, то денежные средства могут вернуть сразу или на следующий день.
Правила возврата товара в интернет-магазин
Сегодня многие люди, особенно при пандемии, перешли на онлайн-покупки через разные сервисы. Для многих остро встал вопрос: а как же вернуть товар в интернет-магазин?
В этом случае к ФЗ «О защите прав потребителей» подключается еще один регулирующий правовой акт, утвержденный российским правительством - «Правила продажи дистанционным способом». В нем говорится о том, что клиент интернет-магазина вправе вернуть заказанный товар без объяснения причин в течение недели с момента получения изделия на руки. Но это еще не все.