Притча о браке сына (см. Мф. 22:1–14) всем нам хорошо известна. Конечно, в первую очередь она была обращена к народу иудейскому, и те, кто слышал эту проповедь Спасителя, прекрасно поняли, о чем идет речь.
А речь шла о Царстве Небесном, о вечной жизни, о суде Божием, о том, что призванный народ (в те времена единственный народ, который знал истинного Бога, был народ еврейский), никто из призванного народа не пришел на пир. Конечно, всегда берется большинство, а единицы, т.е. исключения, которые были и будут всегда, не принимаются в данном случае во внимание. И отвергнут был этот народ. Званые, как сказано, не были достойны.
Но какое отношение эта притча имеет к нам? Ведь мы прекрасно знаем, что все слова Господни, все его притчи имеют глубокий смысл, и этот смысл не преходящий, т.е. он не подвержен изменению во времени. Он всегда актуален для любого времени, только нужно понять, о чем речь идет и как это соотносится с нами.
Кто такие призванные в наше время? Мы знаем массу людей, и мне лично попадались такие, которые на вопрос: «А ты когда-нибудь задумывался о смысле жизни?», - отвечали: «Мне этот вопрос вообще никогда и в голову не приходил». Мне понравилось такое высказывание об этих людях: они «вегитируют». Это православные немцы мне такое слово назвали: вегитируют (ред.: от лат. vegetare – «расти», vegetabilis – «растительный»), т.е. живут растительной жизнью, не задумываясь о том, для чего им эту жизнь дал Господь Бог, для чего живут.
Оказывается, множество людей не задумываются об этом, хотя Господь, который любит всех в мире, поскольку каждую душу сотворил, Он всех призывает. И масса случаев в жизни: и чудес, и каких-то избавлений от несчастных случаев – столько всего бывает в жизни, когда Бог призывает! Но люди этого не слышат и живут вот такой растительной жизнью: поел, попил, заработал, получил какие-то физические наслаждения – и доволен, больше ни о чем человек не задумывается.
А кто же такие избранные? Избранные – это те, которые услышали голос Божий. Как это проявилось? В них появилось желание понять: а каков смысл моего здесь, на земле, краткого существования? Я вижу: вокруг меня умирают. Умер дедушка, потом умер папа, потом умерла сестра или кто-то из близких. Так ведь и я тоже умру. А может быть, умру завтра? Вот приятель у меня погиб в автокатастрофе –совсем молодой парень, двадцати с небольшим лет. Что же будет со мной? Ведь и я так же могу погибнуть в любой момент! А зачем же мне эта жизнь дана?
И человек начинает размышлять о смысле жизни, пытается искать этот смысл и, естественно, приходит к тому пониманию, которое дают различные религии. Но если он действительно хочет познать истину не ради прибыли какой-то (пусть даже и не материальной, а духовной, например, похвастаться своими знаниями Библии, Корана или Вед индийских), этот человек всегда приходит к истинному Богу – Иисусу Христу. И я знаю немало случаев, когда и буддисты, и даже брамины приходили ко Христу. Я лично знал таких. Я знал людей, которые из ислама переходили в православие, потому что, изучая Евангелие, изучая Коран, сравнивая их, они понимали, где истина. Мой друг отец Никон лично крестил одного имама, который сам был из Татарстана и закончил в Арабских Эмиратах соответствующее высшее учебное заведение. Пытаясь понять, где же все-таки истина, в какой из религий, изучая внимательно Евангелие, начиная читать святых отцов, этот человек сделал вывод: истина находится во Христе. И принял христианство. Правда, чуть не поплатился жизнью своей: когда приехал в Татарстан и предпринял попытку привести ко Христу родственников своих (понимая, что только в Нем спасение – в вечности), они, родственники, чуть его не убили.
Многие люди веруют просто по привычке: так мои предки веровали, так и я верую, а где истина – мне совершенно безразлично, вот так веровали – значит так и надо. Языческие жрецы – точно так же: мои предки так веровали в какого-нибудь языческого бога (или в десятки богов), ну и я точно так же. А где истина – мне безразлично, главное, что мои предки так веровали.
Люди, призванные Богом, – это люди, которые реально задумались о том, где же все-таки истина, в той или другой религии? Одна религия говорит: «я истинная»; другая говорит: «я истинная»; третья говорит: «я истинная». Где же на самом деле истина? Она не может быть всюду и у всех. Она может быть только одна. Бог един, и истина одна. И вот когда у человека возникает желание понять, разобраться, это говорит о его призвании, хотя Бог призывает всех. Но, повторю, не все откликаются на призвание Божие.
И когда откликнулся человек, когда начинает искать, он непременно придет к истинному Богу. Вспомним человека, совершенно далекого от православия, американца Серафима (Роуза), который стал одним из крупнейших духовных писателей нашего времени (он умер в конце ХХ века, в 1982 году). И надо сказать, что этот человек вообще никакого отношения не имел к православию ни по крови, ни по религии. Он был простым американцем, который искал истину, причем искал ее сначала на Востоке. Мы знаем, что он изучал восточные религии. Он был филологом, знал современные восточные языки (японский и некоторые другие) и древние: санскрит знал, читал Веды в оригинале. У него был учитель духовный – японский профессор. И тем не менее, когда человек ищет, Господь находит его Сам, потому что видит искреннее желание познать истину. Ведь Он Сам сказал: «Ищите, и дастся вам» (см. Мф. 7:7; Лк. 11:9). И когда Он в сердце человека видит, что тот искренне ищет истину, а не с какими-то корыстными целями, то Бог дает. Дает познать эту истину. И привел Евгения Роуза (ред.: в миру Ю́джин Дэ́ннис Ро́уз, англ. Eugene Dennis Rose)в православный храм там, в Америке.
Но вот интересен еще эпизод в конце этой притчи. Когда пришли, наконец, званые, которых собрали со всех концов земли (неважно, какого они были рода, какой национальности, богатые или бедные – неважно, главное, что они отозвались на призыв Божий и пришли к Нему), был среди них один человек, одетый не в брачную одежду (а пришел он на брак). Дело в том, что на Востоке для брачных церемоний и вообще для каких-то серьезных событий жизненных была специальная одежда. Ее хранили – она была очень дорогой, потому что все делалось вручную. Одежда эта очень ценилась. Поэтому даже разбойники, когда грабили кого-то, снимали и ее. И у каждого человека была такая одежда, в которой он ходил на значимые события, например, брак, похороны или еще какое-то событие духовного порядка. На Пасху, например, человек надевал особую одежду – не будничную.
И вот хозяин пира, царь, увидел человека, который пришел не в брачной одежде, и повелел ввергнуть его в огонь вечный, туда, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Вот эти слова про «плач и скрежет зубов» сразу нас отсылают к геенне огненной, и это говорит о том, что речь идет о каком-то серьезном выборе, где Господь отбирает людей: одних – для Царства Небесного, для пира Сына своего; других – для муки вечной.
Так что же это за брачная одежда, которой не было у человека, и он был отвергнут Богом и послан туда, где «плач и скрежет зубов»? Святые отцы объясняют так. Первой одеждой, брачной, является благодать Святого Духа, которая облачает человека, как одеждой. Как такое понять? Возьмем аналогию из нашей жизни. Мы знаем, что любой заряженный предмет имеет вокруг себя электромагнитное поле, потому что все состоит из заряженных частиц. И атомы состоят из положительных и отрицательных частиц – протонов и нейтронов. Мы все это хорошо знаем со школы. Любое тело имеет поле. Благодать Святого духа есть божественная, нетварная энергия, но, тем не менее, и она, находясь в человеке, вокруг него создает некое поле благодати, энергетическое, духовное поле. Благодатное поле – это и есть первая одежда.
Вспомним, например, святого Сергия Радонежского обратимся к эпизоду из его жития, когда отец вел своего сына бесноватого за исцелением к старцу, который жил на горе Маковец в глухом лесу. Отцу рассказали: там подвижник, Сергий его зовут, он может исцелить ребенка твоего – изгнать из него беса. Крестьянин поверил и повел сына своего бесноватого, страдающего эпилептическими припадками. И вот в житии преподобного сказано, что за версту (представьте себе, за версту!) бес, который сидел в этом мальчике, вдруг закричал страшным голосом: «Я выхожу, меня жжет!»
Я такие бесовские крики слышал неоднократно из младенцев, которых крестил. Это бесы кричали из младенцев, причем из грудных младенцев, не умеющих говорить, страшными голосами именно эти слова: «меня жжет». Зададимся вопросом: а что жжет? Так вот, благодать Святого Духа – это есть «огнь поядающий» (Втор. 4:24), божественный огонь, и когда бесы входят в это поле благодати, их жжет, и они об этом говорят. И вот преподобный Сергий имел такую благодать, что его духовное поле распространялось более, чем на километр. Бес, который был в мальчике, почувствовал это и вышел из него. И отец пришел к преподобному Сергию уже не за тем, чтобы исцелить сына, а затем, чтобы поблагодарить святого за исцеление, хотя это исцеление произошло за километр.
Вот это и есть та первая одежда, которую имели Адам и Ева, – то есть полнота благодати Святого Духа, которая как бы одевала их. И этой одежды они лишились за грех. Эта одежда защищает от демонического воздействия каждого человека: через эту одежду не могут пробиться бесовские помыслы – никакой греховный помысл не может войти в сознание человека. И именно по этой причине Адам и Ева не знали зла, потому что демоны не могли внушить им никакой злой помысл, никакое греховное видение, никакое изображение, картинку, какие мы постоянно видим в воображении, особенно во сне, ночью. Ничего этого не мог вложить демон в их мысли, в их чувства, потому что они были защищены первой одеждой – благодатью Святого Духа.
Наша задача, которую нам обозначил другой наш великий святой – Серафим Саровский, и состоит в том, чтобы вновь ту утерянную прародителями одежду духовную – благодать Святого Духа – снова приобрести. Стяжать благодать Святого Духа. Приобретя эту первую одежду, мы и придем на брачный пир Сына Божия Иисуса Христа. А тот, кто не приобретет, тому может сказать царь: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:12). А нам нечего будет сказать, и мы промолчим, как тот человек. Он промолчал. И царь сказал: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).
Наша жизнь христианская заставляет нас помнить о главной цели нашей жизни здесь: стяжание Святого Духа Божия, благодати Святого Духа – этой первой одежды. Иначе нам никому не спастись.
Вот о чем эта притча, и относится она не только к тем иудеям, которые жили во времена Христа и были отвергнуты, и они это поняли. Но притча эта относится и к нам, христианам последних времен: точно также мы будем отвергнуты, если не стяжаем той одежды, о которой сказал Христос. Аминь!
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Имена на поминовение: WhatsApp +7 (988) 501-00-88,
пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.