Как часто мы задумываемся о ходе собственной жизни и том, из чего он состоит? Не просто останавливаемся, дабы поразмыслить минуту-другую над тем, каким завтра лучше маршрутом поехать на работу, выпив перед этим чашку кофе, а осмысленно изучаем вектор движения нас самих, пытаясь понять, как вообще так вышло, что в его начале мы играли в "машинки, войнушки или куклы", а теперь, находясь за рулем полноразмерного автомобиля, ездим на работу, проходим реальную воинскую службу, а вместо платьев для кукол подбираем одежду себе и своим детям? Насколько вообще наше настоящее и наше будущее предопределено нашим прошлым, и существует ли, в конечном счёте, хоть какая-либо доля объективности в той цепочке принятых нами решений, которая привела нас в настоящее состояние и положение, или же постулаты, усвоенные нами в детстве и юношестве, остаются безоговорочными диктаторами наших судеб? Можно ли вообще изменить свою судьбу, поменяв свои изначальные принципы на другие, и возможно ли их на самом деле поменять, а не заниматься самообманом, отрицая свою собственную природу?
Много текстов, трактатов и прочих "умных кирпичей" (только сейчас поймал себя на мысли о том, как звучит словосочетание "умный кирпич" в век электронных книг) было написано на эту тему, и ни один из прочитанных мной не дал полного и окончательного понимания того, как дело обстоит в реальности, потому, до недавнего времени, я полагал, что истина человеческого жизненного пути заключается в середине старой философской формулы: "Человек рождается, страдает и умирает"; начало понятно, середина - цепочка неотвратимых болезненных ошибок, а конец всем ясен - к чему нам лишние эмоции и переживания? Не лучше ли просто не думать об этом? Во время моих рассуждений ответ пришел быстро и четко: "Нет, не лучше. Ты неверно понимаешь смысл".
Далее я попробовал выстроить цепочку рассуждений, не избегая, в том числе, и очевидных вещей: "Человек, как и многое другое, является сложной, самобытной системой, само существование которой с момента рождения порождает другие системы, простые и сложные. Мы имеем в своем распоряжении время, наличие которого позволяет нам с помощью обучения и познания окружающего мира заполучить в свое распоряжение небывалый инструментарий (знания, умения, навыки), позволяющий изменять мир вокруг себя, при этом изменяя и самих себя. Да, поменять что-либо можно только в процессе приложения сил, структурированных в логическую последовательность действий - т.е. при помощи труда, результатом которого становится качественное улучшение жизни человека. На определенном этапе запас сил иссякает, и человек отправляется в Поля Вечной Охоты за грань известной нам жизни". Таким образом, старая формула "рождается-страдает-умирает" под "страданием" подразумевает труд, из которого и состоит жизненный путь человека; череда "выборов" - лишь звенья, связывающие между собой этапы человеческого труда.
Но почему труд для множества людей (и я - не исключение) часто сопряжен со страданием? Даже сам термин "страдание" происходит от слова "страда", обозначающего процесс уборки урожая, вполне воодушевляющего, казалось бы, действия; действия, которое подводит итог целого трудового цикла, по завершении которого человек обретает пищу. Почему мы ненавидим свою работу, которая приносит нам деньги и\или иные блага, улучшающие нашу жизнь? Почему мы ненавидим готовить и убираться, хотя нам же в итоге приятно поесть жареный картофель с грибами, сидя на чистой кухне?
Ответ на эти вопросы быстро нашелся: "Человек ненавидит труд тогда, когда плодами его труда пользуется не он (или не его близкие) или же тогда, когда вознаграждение за труд несоразмерно мало относительно меры самого труда. Тогда труд и превращается в страдание. Если же человек видит результат своего труда, вознагражден за него (необязательно деньгами или иными материальными ценностями) и может пользоваться его плодами - труд становится радостью, потому как человек начинает видеть не процесс, а результат задолго до его получения".
Если же вы живете в постоянном страдании, то это весомый повод либо поменять свою трудовую сферу, либо, наконец, прогнать из своей жизни тех, кто без вашего на то согласия пользуется плодами вашего труда. И жить станет гораздо лучше, вот увидите.
Я, вот, статьи для Дзэна решил попробовать писать, и вроде уже легче)