Найти тему
АвтоДвиж

Купили милицейский ВАЗ-2101. Показываю, как он устроен

Лет так тридцать пять тому назад, когда наша страна еще называлась СССР, у меня появилась коллекционная моделька милицейского «жигулёнка» первой модели. Со всеми полагающимися атрибутами: канареечной окраской, мигалкой на крыше и гербом СССР на передних дверях. И вот, спустя столько времени, я испытываю чувство дежавю. Передо мной стоит практически такой же канареечный ВАЗ-2101, но вся разница в том, что его масштаб теперь не 1:43, а 1:1.

Как видно в видеоролике, «моделька» эта вполне себе действующая: что должно моргать и мигать – моргает и мигает, сирена крякает, мотор заводится с полоборота. Хоть сейчас включай передачу и бросайся в погоню за злостными нарушителями правил дорожного движения ))

Машинка будто бы сошла с телеэкрана, из какого-нибудь фильма советской эпохи. Собственно, для участия в игровых кинофильмах этого «жигулёнка» и сделали. Но, как подсказал Фёдор Лапшин, большой знаток применявшихся в нашей стране спецсигналов, в нем есть пара несоответствий реальным машинам, работавшим в СССР.

-2

Как видно, на реплике стоят три «мигалки»: две красные по бокам и большая центральная синяя. И те, и другие маячки – импортные. Красные – немецкие, «бошевские». И по словам Федора, такие закупались только 10-м управлением ГАИ в Москве на автомобили рангом не ниже «Волги». А вот очень характерный синий маяк для этой машины правильный. Знаете, как он называется?

-3

А называется он Tesla! Только к изделиям столь знаменитого теперь Илона Маска отношения не имеет, конечно, никакого. Эта Tesla – из уже несуществующей на карте страны Чехословакия. Модель самой «мигалки» обозначалась как ARS 560A1. В комплекте с ней шли репродуктор ART 983 (он стоит на крыше машины прямо перед «мигалкой»), усилитель AZZ 500A (монтировался в салоне) и присоединенный к усилителю микрофон AMD 622A. Вместе весь комплект назывался так: «Сигнальное и радиовещательное оборудование TESLA AZD 500A».

-4

В салоне милицейского ВАЗ-2101 усилитель, выполненный заодно с панелью управления светосигнальной аппаратурой, монтировался под панелью приборов посередине. Здесь он был одинаково доступен и с водительского, и с переднего пассажирского сиденья. Но, как видно на фото, кроме пульта управления «светомузыкой» в салоне есть и еще один «лишний» девайс, смонтированный в правой части панели приборов, под бардачком. Даю фото крупным планом:

-5

«Мобильник» советского периода? Ну, практически )) Это ультракоротковолновая радиостанция «Лён-Б», которая… да, никогда не использовалась советской милицией. Она широко применялась в сельском хозяйстве, позволяя председателю колхоза держать связь с работающими далеко в полях комбайнерами и трактористами. Правильную для милицейского «жигулёнка» радиостанцию «Пальма» найти намного сложнее, чем «Лён». Но в таких тонкостях разбирается очень и очень ограниченный круг специалистов. И поскольку по прямому назначению ни «Пальму», ни «Лён» никто в этой машине уже использовать не будет, то подобная подмена не выглядит сколько-нибудь критичной. А теперь подробнее покажу пульт управления «Теслой»:

-6

Четыре рукоятки, две лампочки – ничего сложного, в принципе. Синяя лампа вверху зажигается при включении проблесковых маячков, красная правее – при возникновении неисправности репродуктора. Первый слева переключатель: перемещением вверх зажигается «люстра», вниз – подключается магнитофон с записью. Второй переключатель отвечает за выбор тона сирены. Третий – подключает к громкоговорителю микрофон или радиостанцию. Четвертая ручка – регулятор громкости. Ну и в качестве бонуса – еще пара фотографий деталировки самого ВАЗ-2101:

-7

Комбинация приборов у «единички» – образец лаконичности и функциональности. Здесь нет ничего лишнего! Вместо амперметра или вольтметра и указателя давления масла – две контрольные лампочки красного цвета (вторая и третья по счету). Левее них – еще одна красная лампа, которая отвечает за тормозную систему: при затянутом «ручнике» она мигала, а при значительной утечке тормозной жидкости из расширительного бачка горела постоянно. С четвертой по счету лампочкой салатного цвета всё понятно без пояснений – это индикатор «поворотников». Пятая лампа, зелёная, зажигалась при включении габаритных огней и ближнего света, а шестая лампа, синяя – дальнего света. Обратите внимание на три малозаметные короткие черточки красного цвета на шкале спидометра: в отсутствие тахометра ими помечались те значения максимальной скорости, которую разрешалось развивать на 1, 2 и 3 передаче соответственно.

-8

Отделка сидений – ну практически кожаная )) Но надо признать, что материал жигулёвских кресел отличался очень высокой долговечностью и при регулярной чистке даже через много-много лет выглядел, как новый. С позиции современных автомобилей оценивать удобство «жигулевских» сидений – занятие неблагодарное. Но на фоне сидений других советских автомобилей того периода они были достаточно удобными, к тому же имели ряд полезных «фишек». Например, прекрасную спутницу на правом кресле можно было переместить в горизонтальное положение для более тесного знакомства всего одним движением руки. А теперь вспомните, сколько надо потратить времени на ту же процедуру в большинстве современных машин, где спинка регулируется вращающимся «барашком»: пока докрутишь его до горизонтального положения спинки, всё желание пропадёт )) А еще в ВАЗ-2101 сиденья раскладывались в два полноценных спальных места. Для поездок на речку с ночевкой это было классным подспорьем. А теперь заглянем под капот:

-9

Тут стоит родной 1200-кубовый агрегат, который в привычных сегодня единицах измерения (нетто) развивал 59 сил. На милицейских «единичках» встречались и более мощные моторы: и 1,3-литровые, и 1,5-литровые – завод такие модификации выпускал. Надо сказать, что мотор «классики» был чрезвычайно простым и надежным агрегатом. Чем он портил жизнь владельцам? Был период времени, когда на АвтоВАЗе не могли обеспечить долговечность распредвалов. Но с этой проблемой справились еще в доперестроечные времена. А в остальном – этот агрегат, разработанный в солнечной Италии, стал эталоном того, как должно быть на автомобиле, созданном для условий СССР. Никаких проблем с холодным пуском, быстрый прогрев без необходимости закрывать-открывать жалюзи радиатора (ибо их тут вообще не было), а в сам мотор можно было не заглядывать более 100 тысяч километров – не считая работ по регламентному обслуживанию, конечно. А еще на «жигулях» никогда не было проблем с перегревом бензонасоса и паровыми пробками в топливной системе, да и замена свечей выполнялась намного удобнее, чем в автомобилях другой популярной советской марки – думаю, вы сами догадались, какой )) В общем, ВАЗ-2101 – это был очень классный автомобиль в те времена. И не менее классная «игрушка» теперь.

-10