По мотивам интервью Юлии Ахмедовой про биполярное расстройство.
«Депрессия – болезнь бездельников!» - в России так считают восемь людей из десяти, - «Отправьте всех невротичек на колхозное поле, там быстро вылечатся!»
Каюсь, я сама очень долго считала так же. У одной моей подруги всю жизнь, с юности, очень сильные панические атаки, она три месяца в году проводит в клинике неврозов.
- Вас уже выпустили из сумасшедшего дома? – любила я ее подколоть, пока не стала тут и там сталкиваться с разного рода психическими заболеваниями у людей в моем окружении.
У моего приятеля-гея, над ранимостью и истеричностью которого я постоянно подшучивала, диагностировали шизофрению. Еще одна знакомая дама, весьма благополучная и пышущая лишними килограммами, просто легла на кровать, отвернулась к стене и лежала так два месяца, похудев на 30 килограмм. Муж, дети, коллеги – никто не понимал, что происходит, вызывали «скорую», те мерили давление и температуру, говорили «здорова» и уезжали. И тут я тоже прикалывалась: вот бы мне так лечь, да еще и похудеть! В итоге дама в той же клинике неврозов с диагнозом «клиническая депрессия», на гране суицида.
Влезть в чужую шкуру невозможно, пока мы не сталкиваемся с подобными диагнозами лично, мы не осознаем их серьезность. Да, я знаю, что в Европе и Америке иное отношение к психиатрии, но в России депрессия вообще не считается болезнью.
На этот пост меня натолкнуло интервью известной российской девушки, стенд-ап комика, бывшей КВН-щицы Юлии Ахметовой, которое она дала Ирине Шихман - вы можете найти его на ю-тубе.
Очень откровенное интервью одинокой 37-летней женщины, всю жизнь страдающей клинической депрессией и биполярным расстройством.
Кстати, про биполярное расстройство у нас тоже мало кто знает, думают – это что-то вроде раздвоения личности. Нет, это перепады настроения крайней амплитуды, между двумя эмоциональными состояниями – радостью, эйфорией, беспричинным состоянием величайшего счастья и подавленностью, подозрительностью, злобой, раздражительностью и суицидальными настроениями. Причем, чем сильнее у человека состояние эйфории и счастья, тем в более глубокую яму депрессии он подает потом.
Среди людей с диагнозом «клиническая депрессия» огромное число суицидов – люди просто не выносят тяжести своего эмоционального состояния: жизнь кажется серой, давящей, как могильная плита, люди враждебными и строящими козни, будущее беспросветным. По сути дела это серьезное гормональное расстройство, когда настроение не контролируется и не зависит от внешних факторов. Если у вас проблемы на работе, конфликт в семье, несчастная любовь и прочее – вы тоже страдаете, но как только из жизни убивается негативный фактор, все тут же налаживается. У человека в состоянии депрессии в жизни все может быть прекрасно, но при этом больше всего на свете ему хочется умереть.
Юлия в интервью рассказала о своей многолетней борьбе с болезнью, которая для нее, как и для многих, долгие годы осложнялась именно тем, что не была диагностирована.
«Мне было очень плохо, - говорит она, - я постоянно думала о самоубийстве. Не было сил встать с кровати, помыться, почистить зубы. Я думала, что просто устала, расквасилась, надо отдохнуть и все пройдет. Полетела в Таиланд и за неделю ни разу не вышла из номера. Просто так же без сил лежала в кровати и думала о том же – о смерти»
Думать, что купленные в аптеке антидепрессанты легко помогут все исправить, наивно. Помогут лишь тем, кто не болен, на уровне плацебо. В случае же реального заболевания врач довольно долго и трудно подбирает лечение и дозы конкретно для вашего организма, эти болезни коварны, как правило не излечимы, их можно лишь взять под контроль. И даже это не всегда удается сделать, судя по трагической статистике.
Часто можно услышать: "У него все было хорошо, шутил, смеялся, ни на что не жаловался, а потом раз и вышел в окно" Это трагедия, тем более, что так склонны вести себя подростки в состоянии клинической депрессии - надо быть крайне внимательным к любым деталям и нюансам поведения, чтобы не просмотреть трагедию. Не знаю, как в других странах, а в России цифры суицида огромные, особенно пугают детские самоубийства. В моем родном маленьком городке с населением в 70 тысяч в 1986 году трое детей 7-10 лет покончили с собой в течение недели. КАК? Как такое может быть - не понимала тогда, и не понимаю сейчас, как в таком возрасте дети могут даже думать о таком - но это случается. Каждый родитель обязан быть образованным в плане медицины и психологии, читать статьи, слушать лекции врачей, чтобы в период сложного переходного возраста подростка не упустить звоночки.
Так же внимательно надо относиться к старикам: деменция, альцгеймер, прочие дегенеративные болезни, к сожалению, молодеют и часто замечаются близкими уже в запущенном виде. Между тем, неряшливость, вдруг возникшая склонность тащить в дом всякий хлам, подозрительность, вспыльчивость, навязчивые состояния (выключила я утюг?) - все это может быть признаками дегенерации мозга.
Говорить об этом крайне важно, потому что зачастую люди, живущие вокруг нас, даже члены семьи, страдают психологическими проблемами, а никто не знает. Мы говорим: она истеричка, он человек настроения, параноик, абьюзер, она нытик и ипохондрик – а люди просто больны и нуждаются в помощи.
Расстройства аппетита и сна, мысли о смерти, подозрительность, плаксивость, истеричность, вспышки агрессии очень часто являются симптомами различных заболеваний, в том числе и у нас самих.
Как говорят врачи: нет здоровых, есть недообследованные. Периодически мы проходим медосмотры, сдаем анализы, делаем УЗИ, но кто из вас считает важным так же сдавать психоанализы? Кто всерьез ходил к психиатру с просьбой проверить его психическое состояние? Я лично не знаю таких людей, кроме тех случаев, когда болезнь становится угрозой для жизни.
А между тем, оглянитесь вокруг: много ли вы видите абсолютно здоровых психически людей? Что? Много?!
Так может, псих – это вы?)