Мы не любим придерживаться правил, если есть хоть какая-то возможность этого не делать. А соблюдаем правила в тех случаях, когда осознаём, что иначе просто нельзя. Что от их выполнения зависит наша жизнь, карьера или самоощущение. Причём, именно осознаём. По-настоящему. Когда искренне в это верим.
Бросить бумажку мимо урны - это против правил. Но много ли тех, кто остановится и исправит свой промах? Единицы. Соврать начальнику для того, чтобы уйти с работы пораньше - тоже против правил. Но ведь мало кто жалеет о том, что соврал. Жалеют только в том случае, если поймали. Так и то, виноватым окажется начальник. А сам совравший всегда найдёт как себя выгородить перед собой и друзьями.
А с другой стороны, мы очень хотим чтобы все остальные действовали по правилам. Мы искренне надеемся, что инженеры, проектировавшие дом, в котором мы живем, или американские горки, по которым мы катимся, ловя адреналин, действовали в строгом соответствии с установленными нормами. Мы возмущаемся, когда в магазине продавец обслуживает нас недостаточно вежливо. Мы не любим тех, кто “играет в шашечки” в потоке машин.
То есть, правила важны и нужны. Но только не для нас любимых. Ведь мы же “осторожно”, “уверены в том, что не ошибемся”, “подходим разумно”...
Правила управления
В управлении тоже есть правила. Есть правила постановки задач. Есть правила мотивирования сотрудников. Есть правила проведения совещаний. Есть другие, не менее важные. Однако, при всём том, есть еще и парадигма “я начальник, ты дурак”, которая как бы даёт начальникам индульгенцию на то, чтобы действовать по своему разумению, а не учить и выполнять правила.
И те, кто управляет большим коллективом, чаще всего не обращают внимания на то, как руководят их прямые подчиненные. Не обращают внимания на то, как они ставят задачи и общаются со своими сотрудниками. Не обращают внимания на то, как организуют и проводят совещания. А уж на то, что происходит еще парочкой этажей ниже, не обращают внимания вовсе.
А если все-таки, замечают, то думают, что исправить некачественное общение подчиненных с сотрудниками можно, отправив их на какой-нибудь тренинг. И забыть проконтролировать результаты.
Но это так не работает. Ведь любое обучение - это передача определенных правил. Вне зависимости от темы. Это могут быть правила целеполагания или работы с эмоциями, могут быть методы формирования графика проекта, или какие-то еще. Но в любом случае, это наборы правил. Которые после обучения должны войти в обыденную рабочую жизнь.
И если не поставить эти правила на контроль, то исполнять их будут единицы. Те, кто понял, насколько они важны. Остальные же останутся в своей прошлой модели поведения. И вместо пользы получатся новые конфликты между теми, кто работает по-новому, и остальными.
Так что, если в вашем подчинении руководители, то обращайте внимание на то, как они руководят. Управление управлением - это тоже набор правил, без выполнения которых ничего не выйдет. И главное правило: то, что не поставлено на контроль, выполняться не будет.
Ну, а чтобы была достаточная мотивация для этой совсем непростой работы, просто представьте себе, что ваши подчиненные не просто работают с сотрудниками, а управляют проектированием и строительством американских горок, на которых вам придётся прокатиться в первых рядах.