Найти тему
История и культура Евразии

Тюрок, алану не враг! Или - любовь лучше войны во все времена!

Оглавление

Джабгу (заместитель тюркского кагана) Истеми было тесно в его походной кибитке. Но положение обязывало и он не должен был часто показываться своим воинам, чтобы у них не возникало соблазна стать ближе к нему и засыпать его ворохом многочисленных и нескончаемых просьб.

Второй год, Истеми по требованию своего повелителя и племянника Муганя - сына кагана Туменя пробивался с верными ему телеутами на Запад. Пока не достигнешь великой реки, за которую ушли Хунну - наказал ему Мугань.

Истеми знал, что лучше ему вообще не появляться в ставке канага Мугяня. Мугань опасался своего талантливого дяди, который не уступал ему (а скорее превосходил) в военных талантах и которого любили телеуты - самые многочисленные племена в Тюркском каганате.

Сам Мугань в это время шел к Желтому морю синов (китайцев). Восток давал шелк и там было самое прибыльное дело, сулившее почет и огромные богатства тем, кто был рядом с каганом.

Но рядом с каганом не было его - Истеми из рода Ашина. Хотя он как младший брат Туменя, начинавший с ним создавать великий Эль (державу), имел полное право на свою часть славы и почестей.

Истеми отогнал грустные мысли и сосредоточился на обдумывании дальнейших планов:

Его войско вышло на берега моря, которое местные называли Кердерийским (совр.Аральское море). Сзади остались безводные степи и горная страна Жетысу (Семиречье).

Никто не оказывал сопротивления его телеутам, которых все принимали за овеянных славой тюркютов. Его войско, состояло из различных сеоков (племен) телеутов - Шорцев, Тунгауров, Куманов, Кер-Сагалов, Челканов и Тубалары. На своих низкорослых и неприхотливых лошаденках они смогли пройти огромные территории по горам и степям.

Алтаец в традиционной одежде
Алтаец в традиционной одежде

Теперь перед ними находились новые племена, которые оказались родственниками телеутам - Вары и Огоры. Их язык был понятен телеутам. Но их души нет. Они не хотели подчиняться и за ними были еще кто-то, кто подзуживал их.

Оставаться долго в этих опаленных солнцем степях вокруг моря было тяжело. Его телеуты, привыкшие к холодным ущельям высоких гор и прохладе горных рек, тяжело переносили долгое нахождение в знойной летней степи. Но противник не вступал с ними в бой, а постоянно кружил вокруг их днёвок, уходя от них в пески, когда они пытались их нагнать.

Такая война истощала силы его войска медленно, но неумолимо.

Надо было принимать решение!

И Истеми принял его!

Он велел заколоть лошадей и принести их в жертвы доброму духу Ульгеню и злому Эрлику. Мясом накормить всех воинов и пусть шаман после этого узнает волю Верхнего мира - Неба.

-3

Когда сытые воины улеглись вокруг священного костра шаман начал камлать. Постепенно, раздухарившись и войдя в разговор с духами он начал кричать одно слово - Куда! Куда! Куда!

Воины вокруг него также начали подчиняться мерному ритму бубна и повторять за шаманом это слово.

Истеми услышал то, что хотел услышать. Он был вождем больше чем полководцем. В нем была кровь Ашина, которые не любили лишней крови. А слово Куда, то есть сват давал ключ к решению проблемы.

На следующий день он вызвал молодого телеута Улана, которого он давно заприметил как способного и рассудительного воина.

Улан (означает ветер на тюркском)! Поручаю тебе пройти вглубь кочевий Варов и Огоров, разузнать что у них происходит. А если получится, то вступить с ними переговоры и добиться мира с ними. Если ты сможешь осуществить хотя бы часть этого, то станешь Иркеном ( так у тюрков звали свободных и независимых владетелей) этих земель.

-4

Улан в знак согласия опустился на одно колено!

Улан взял в путь таких же как он сам безродных телеутов. В детстве он лишился отца и матери и даже не знал к какому сеоку он принадлежит. Поэтому мыкался среди различных родов, нигде не находя приюта как безродный пес. Если бы не тюрки, то он закончил бы свою жизнь пастухом на дальнем пастбище, пасущим чужой скот за пропитание.

Таких как он называли Кара-кезеки. То есть черное колено рода - дети, оставшиеся без родителей и ставшие чужими для своих родов. Без родительской ласки и родовых охотничьих угодий, на которых они имели право добывать себе зверя.

Когда пришли тюрки, то Улан пошел служить к ним. И вместе с ним другие кара-кезеки. Дома их ничего не держало. Тюрки были таким же сборищем представителей из разных родов, которые давно порвали со своими племенами. Они стали родным домом для Улана и таких же как он.

-5

Поэтому Улан доверял только своим кара-кезекам, которых он и взял в поход. Их было немного - всего 300 всадников. Разбившись небольшими группами по десятку-арату они пошли в степь.

По пути они то собирались когда нужно было вырезать небольшой отряд врагов, то расходились, когда по приметам угадывали большое скопление.

Наконец они смогли достичь южной оконечности Кердерийского моря. Здесь уже им начали встречаться богатые аилы, которые они обходили стороной.

От пленных они узнавали, что эти места принадлежать богатому племени, которое себя называло Саматами (Сарматы), и вели свой род от древнего племени Хун, которое когда-то завоевало эти земли.

Это племя говорило на непонятном языке - не угорском и не тюркском. Более звучном и многословном, как будто волны, перекатывающиеся по глади моря.

Жили саматы в городищах, окруженных стенами и располагавшимися на сухих островках в дельте реки Окс (Амударья). На берегах реки кочевали огоры, язык которых был понятен телеутам.

А вся эта страна по берегам моря, далеко на запад и восток называлась Кангюй.

Пока кара-кезеки тайно расположились в одном из тугайных лесов на берегу моря, наблюдая за вражескими стойбищами, но не трогая их, чтобы остаться незамеченными.

В один из дней, когда в море, то бывшее тихим и спокойным как родная мать, то мгновенно взметывавшим свои валы как мачеха, кричащая на пасынка показалась лодка.

Кто-то греб в ней к берегу. Но пока не было видно кто!

Улан заинтересовался тем кто плыл в лодке, а самой лодкой заинтересовался другой батыр - Марал. Они решили захватить лодку, и кто был в лодке доставался Улану, а сама лодка Маралу, который давно уже хотел порыбачить в море.

Когда лодка подплыла поближе, то они поняли что ею управляет девушка в необычной для них кожаной одежде - изукрашенной различными орнаментами.

-6

Девушка спрыгнула с лодки и подтолкнув ее носом к берегу, зацепила ее за корягу. И вот только тогда вышли Улан с Маралом. Они оба подняли руки в знак того, что не собираются нападать на девушку. Но она мгновенно вытащила лук, вложила в него стрелу и направила на них.

Молодые батыры оценили ее боевые навыки. Но больше всего они оценили ее красоту. Девушка была очень мила своей только распустившейся красотой, которая как бутон притягивал взоры.

-7

Улан за время общения с пленниками немного выучил язык сарматов и попытался объяснить что они не причинят ей вреда. Но девушка грозно смотрела на них. Тогда Улан дал знак Маралу уходить.

Когда они ушли, то Марал с удивлением спросил у него - Зачем ты отпустил ее? Она убежит на своей лодке.

Улан ответил с усмешкой:

Она никуда не уплывет. Вдалеке уже видна гроза, которая идет к берегу. Будет шторм. Пойдем в лагерь, возьмем лошадей и припасу, а затем найдем ее.

Так они и сделали!

Взяв побольше сухой травы, еды, огниво и сев на лошадей два батыра вскоре нашли девушку, практически на том же самом месте. Она видно пыталась сдвинуть лодку, но надвигающиеся волны уже не давали сделать этого.

Два опытных горских охотника тихо подобрались к ней и накинув на нее чекмень, положили ее на лошадь.

Девушка увидела свет, а вернее темноту, так как наступила ночь, только когда они привезли ее в укромное место, где разожгли огонь и приготовили пищу.

Девушке предложили выпить айрана (кислого молока). В степи если предлагают пищу то нельзя отказывать. Девушка была степнячка и знала это правило. Она выпила айран и сьела с ним талкан (толокнянная каша).

-8

Девушка поняла что ей не собираются делать ничего плохого. И рассказала, что она дочь вождя одного из племен сарматов. Ее отец, чтобы богатства их семьи не ушли в другой род решил женить ее на ее двоюродном брате. А она его не любит и решил сбежать к своей родне по матери на северном берегу моря. Но к сожалению надвигающийся шторм вынудил ее пристать к берегу.

Шторм затянулся и ненастная погода несколько дней не давала молодым людям разойтись. Улан и Томирис, как звали девушку уже пригляделись друг к другу и высокий, светловолосый парень стал ей явно нравиться.

А когда ненастье закончилось, то расставаться им уже не захотелось. Молодые быстро друг к другу прикипают, если долго вместе. И к Улану пришло решение.

Взяв припасы и подарки он вместе с Томирис сел на ее лодку и через день оказался в городище у ее отца. Отец удивленно смотрел на молодца, не понимая откуда он взялся. Но он был рад, что его дочь вернулась.

Наконец, после обязательного застолья Улан решился на свою просьбу:

Мы воины великого кагана тюрков Муганя. Наши земли простираются от Яксарта (Сырдарьи) до китайской стены. Теперь мы у ваших границ. Но мы не хотим воевать с вами. За время походов я и мои воины накопили достаточно богатств, которых хватит на долгие годы жизни.

И Улан вытащил подарки:

Тут были и шелковые ткани, и железный меч с красивой инструктацией, и серьги для матери Томирис с лалами из Фамира. Сарматы одобрительно зачмокали увидев такое богатство. А один случайно оказавшийся в городище купец-согдиец жадно стал смотреть на превосходный кусок шелка. Затем прильнув к уху вождя стал что-то показывать на пальцах, видно называя свою цену на подарок телеутского кара-кезека.

Улан продолжил:

Мои товарищи обладают не меньшими сокровищами. И мы хотим уже осесть на землю и завести семьи. Поэтому вождь, пусти нас жить рядом с собой. Мы все молодые игиты (джигиты), долгое время бывшие в походах. И нам уже давно хочется познать радость своей семьи и женскую ласку. Дай нам месяц и если у нас все сладится, то у тебя появится много новых защитников. А ваши девушки найдут себе мужей.

Вождь посовещавшись со своими старейшинами, разрешил Улану разбить свой лагерь около них.

Через месяц Улан выслал гонца к джабгу Истеми. Тот передал, что вожди огуров и саматов-аланов готовы к переговорам.

А через некоторое время в лагерь Истеми приехали гости. Это были кара-кезеки, женившиеся на сарматских и огурских девушках. В том числе и Улан с Томирис. Они и стали послами доброй воли к Истеми. И тогда мудрый джабгу до конца понял смысл того что накамлал шаман -

Теперь они стали кудалар (сватами) с местными племенами. Его воины женились на местных девушках и становились зятьями. А зятьей не убивают.

А еще Истеми окончательно понял, что назад в каганат он не вернется. Делать ему там было уже нечего. Он будет подчиняться Мугань-кагану, высылать ему дары. Но будет сам полноправным хозяином этих земель - западных земель Тюркского каганата.