Найти в Дзене
Мадам Хельга

Короткие рубаи Омара Хайяма о его разговорах с Богом

Мудрец - это не тот, кто много знает. А тот, кто умеет думать. Свергать с пьедестала старые постулаты и предлагать людям новые.

Омар Хайям - ученый, мыслитель и поэт, жизнь которого можно описать одной строчкой: "много лет размышлял я о жизни земной".

Он жил во времена вопиющей безграмотности населения, мракобесия и царства силы. И сокрушался от того, что видел и слышал. Но разве он мог усовершенствовать мир в одиночку?

Правду говорят: горе от ума. Иногда не знать и не понимать - проще, чем все осознавать, но быть не в силах помочь.

За смелость думать не так, как все, одни поэтом восхищались, а другие - ненавидели. Хайям низвергал авторитет Бога, но не для того, чтобы пошатнуть систему координат. А для того, чтобы заставить людей нести ответственность за свои поступки, перестать жить в страхе и начать планировать свою жизнь.

Люди, движимые инстинктами, пускались во все тяжкие, предавали близких и отправляли на казнь вчерашних друзей, а потом простирали руки к небу и просили Аллаха их простить.

И усердно молились, чтобы попасть в рай, а не гореть в геенне огненной. Хайяму претил такой лицемерный подход.

Он недоумевал: если Господь так всемогущ, откуда тогда на улицах городов нищие, больные, обездоленные люди?

Почему одни живут до 100 лет, а другие - несколько дней, только народившись? Почему одни чахнут над золотом, а другие голодают?

-2

Поэт написал целый цикл коротких стихотворений - рубаи, в которых обращается к Богу как к собеседнику, на равных.

За дерзкую интонацию Хайяма не один раз отправляли в сырую темницу, но написанные строчки каким-то чудом уцелели и дошли до наших дней.

Все, к чему пришел Хайям: нет в мире справедливости и быть не может. Плохого - намного больше, чем хорошего. Но все это - дело рук самих людей. Люди хотят купаться в жизненных благах, но сами не готовы поступать по совести.

Философы говорят: хочешь изменить мир - начинай с себя.

А еще, Хайям задумывался о том, насколько судьба тяготеет над человеком и можно ли изменить ее ход, подчинив своей воле. Или, какие бы решения мы не принимали, все это - игра по задуманному свыше сценарию?

Спустя сотни лет никто так и не смог ответить на этот вопрос.

-3

Хайям один из первых восточных философов заявил о том, что нет никакой загробной жизни. Не надо лишать себя удовольствий, опасаясь кары небесной. Но и жить надо с умом, чтобы никому не вредить.

Во всем нужна мера: в общении с людьми, в делах и любви.

Для нас - это простые истины, но в те годы в мусульманском мире эти слова зародили сомнение в общей картине мироустройства. И подтолкнули к переоценке ценностей.

-4