В продолжение темы – Критические замечания к книге Мортимера Адлера «Шесть великих идей»:
⠀⠀«По мнению Спинозы, человек становится рабом своей "низменной природы", то есть страстей и желаний. Человеческая моральная свобода заключается в контроле разума над такими страстями, основанном на твёрдой морали и добродетели, которые приобретаются человеком в течение жизни и помогают ему делать правильный выбор».
Никакие правила не сделают человека свободным от «низменной природы». Сама постановка вопроса уже содержит в себе суть проблемы: если наша природа действительно низменная, то против природы противопоставить будет нечего. Но это всего лишь ложная самоидентификация, ложное определение человеческого естества. Если бы человек осознавал себя не материальной «тварью», а воплощением Единого Разума, то проблема отпала бы сама собой. Однако такое самоосознание и самовосприятие не является целью общепринятой системы образования, наоборот: система проповедует иллюзию, мировоззрение, не соответствующее действительности, – и в этом корень проблемы.
⠀⠀«Живя в организованных обществах под эффективным управлением и с обязательными для исполнения законами, которым граждане обязаны подчиняться для того, чтобы процветать, люди не обладают ни автономией, ни неограниченной свободой действий. Автономия несовместима с организованным обществом, а неограниченная свобода может его разрушить».
Всё-таки состояние беззакония нельзя назвать свободой ни в каком смысле уже хотя бы потому, что ранее автор использовал понятие «рабство» в отношении так называемой низменной природы. Таким образом, потакание человека эгоистическим страстям и похотям, наносящее вред окружающим людям, – это не свобода, а рабство, обусловленное его непониманием собственного подлинного естества и Реальности мироздания. Пребывание в иллюзии и совершение неких поступков в состоянии заблуждения не может называться свободой.
⠀⠀«Неблагоприятными условиями являются принуждение, ограничение или давление. Человек не может действовать по своему усмотрению, если его действия ограничены применением силы или если его физически принуждают к осуществлению других действий».
Очень примитивное представление об ограничителях свободы. Главные ограничения налагаются властью посредством управления умами, а не «телами», то есть на уровне информации, мировоззрения, идеологии, религии, пропаганды. А основным средством управления является действующее законодательство – именно в нём практически реализовано преобладающее мировоззрение, составленное в совокупности наукой, философией, религией и искусством. Там и надо искать ограничения свободы.
⠀⠀«Добродетельный человек не утрачивает свою свободу, если соблюдает справедливые законы. Также можно сказать, что гражданин, реализующий своё право голоса и оказывающийся в меньшинстве по какому-либо вопросу, не теряет возможности самоуправления или своей политической свободы».
В ситуации, когда законы общества определяются несведущим большинством или финансово-политической элитой (авторитетным меньшинством), а не Истиной, право голоса теряет всякий вес, а политическая свобода превращается в фикцию. Снова и снова приходится повторять одно и то же: вначале нужно предельно чётко сформулировать систему общечеловеческих ценностей, и если объективная Истина не является действительной первостепенной ценностью общества, то ни о какой реальной свободе в таком обществе не может быть и речи.
[ Продолжение следует… ]