Найти тему
Нервный Режиссёр

"Паразиты" / Gisaengchung

кадр из фмльма
кадр из фмльма
Я фигею, граждане судьи. Я просто тихо фигею...
А. Архипов ,"Винтовка Мосина"
Голивуд, ты чо ваще?!
Я
(Вместо эпиграфа)


Когда хронометраж фильма дошёл до часа сорока, я остановила просмотр, вскочила, стала плеваться и бегать вдоль забора. Если бы кто-то был рядом со мной, ему стало бы неприятно. Пришлось даже выполнить дыхательные упражнения, подумать о Эре Встретившихся Рук и отыскать внутри потаённые ресурсы Силы, чтобы досмотреть этот ужас до конца. К лучшему фильму 2020 года по версии Американской Киноакадемии я вернулась не сразу и с тяжёлым сердцем.

кадр из фильма
кадр из фильма

2019
Южная Корея

режиссёр - Пон Джун-хо
сценарий - Пон Джун-хо, Хан Джин-вон

Не знаю, у кого хватила ума прилепить картине шильдик "комедия". Я была сильно удивлена, когда увидела это слово. Комедийного в фильме немного, где-то около... около минус десяти. Социальной драмы - грузите бочками. Триллера - да, не возражаю, тоже есть. Но ничего смешного или даже забавного я там не усмотрела.

Лирики не будет. Камера, монтаж — это и без меня большие мальчики из соседнего двора всё всем расскажут. Но будет много сарказма и неприязни.

Начну с названия. А кто это, интересно, по замыслу автора, является паразитом? Бедное семейство? А на чём оно, интересно, паразитирует? Нелегально обитает в подвале? Нет, вроде, вполне легально. Воруют еду, что было бы очевидно? Снова нет. Присваивают пенсию бабушки-инвалидки, которая лежит парализованная, поэтому не может... ой. Нет никакой бабушки, из которой они бы сосали жизненные соки. Живут они от подработки до подработки, страдают от безденежья, но как-то крутятся. Именно эту ситуацию аффторы хотят представить как "паразитирование"? Подделка документов? Может быть это выдаёт истинного паразита? Э. Хм. Ну. Да. Преступление это в каком-то смысле "общественное паразитирование", ибо даёт преступнику некие ништяки, на которые он не имеет права. Ок, а чего они добились своим мошенничеством? Они работу получили. Работу. Нет, они не спилили честно заработанный миллиард, они нанялись к обеспеченному бизнесмену. Где они стали работать и приносить какую-никакую пользу. Это нонеча в цивилизованном мире считается паразитированием? Ну, что. Прекрасно, что тут скажешь... А-а-а! нет! Всё! Поняла! Они вай-фай воруют! Вай, пнимаишь, фай.

Богатое семейство.
(трёт виски) Допустим. Но, положа руку на сердце, вычислить паразитов в изнеженных до идиотизма богачах может только человек, более-менее подкованный в основах марксизма. Много ли таких на белом свете? Немного. В самом же фильме нет ничего, что бы говорило о том, как именно на бедности бедных держится благополучие этой сладкой семейки. А она именно сладкая. Папаша что-то бизнесит где-то там, за горизонтом событий. Мама - красивая, глуповатая, добрая жар-птичка. Дети - просто дети, со своими проблемами и детскими заботами. К ушлым "подселенцам" они относятся более чем некритично и лояльно. А ещё они им платят. Вот паразиты!

Так кого же весь фильм нам представляют как паразитов? Именно бедняков. Поскольку из сюжета это невозможно вывести очевидно, авторы используют другие выразительные средства. Например, тупо через разговоры: во время пьяного загула в отсутствие хозяев мамашка сравнивает мужа с тараканом - открытым текстом, чтобы понятнее было. Демонстрацией огромного количества лестниц и ночных мокрых улиц, которые похожи на канализационные туннели, по которым они суетливо носятся. Домом в полуподвале, катакомбами. Потоками говна, в которые окунают главных героев. Очень красочно, очень внятно, очень доходчиво авторы расчеловечивают своих персонажей.

А ещё герои глуповаты. Всю это аферу они провернули не от великого ума, а на великой смекалке и том, что у нас на хуторе называют "ушлостью" и "хитрожопостью". Герои не обременены излишком моральных принципов: ради работы они идут по головам. Предательство и убийство, как оказалось, для главы семейства тоже являются вполне допустимыми. Цитирую. (После этого пассажа я и начала бегать вдоль забора)

"Сынок, знаешь, какой план никогда не провалится? Тот план, которого нет. No plan. А почему? Если ты составишь свой план, жизнь тебе обязательно подгадит. Ты посмотри вокруг - ты думаешь, все эти люди планировали провести эту ночь в спортзале? Однако, как видишь, все лежат смирненько на полу. И мы тоже. Вот почему нельзя строить планов. Если плана нет, значит, он не сорвется. Даже если всё пойдёт наперекосяк, это не будет иметь никакого значения. Даже если ты убил кого или родину предал. Всё это уже не имеет значения. Понятно?"

Глядь, ну не я же это придумала. Это написал сценарист, одобрила крутая продюсерша, режиссёр отдал этот текст актёру, актёр его проникновенно произнёс, настолько проникновенно, что он, этот текст, вошёл в размякший от эмоций моск зрителей, да так, что они даже прониклись к персонажу... сочувствием? Сопереживанием?! К кому?!

За что папашка Джи убил Пака? Я не могу понять. Не могу. Также я не могу понять, за каким чёртом в конце фильма достаточно технично из меня вытягивали трогательное сочувствие к папашке. Но я была в таком потрясении, что ни сочувствие, ни понимание, ни жалость во мне не шевельнулись. А вот приёмы вытягивания я отразила. Хорошо было сделано, профессионально.

Хорошо и профессионально меня пытались развести на сопереживание глупому преступнику и недочеловеку, два часа до этого убеждая меня в том, что он глупый, плохо пахнет и вообще почти что насекомое.

Голливуд, ты чо ваще?!