2017
Франция
режиссёр - Аманда Штерс
сценарий - Аманда Штерс, Мэттью Роббинс
актёры - Тони Коллетт, Харви Кейтель, Росси де Пальма, Майкл Смайли
Есть на свете несколько сюжетов, которые настолько прекрасны и безусловно интересны, что, сколько бы ни снимали по ним фильмов, ни ставили пьес и ни рассказывали анекдотов, они не примелькаются, не завянут и не отсохнут. Например, про путешествия во времени, про "их поменяли телами", сюжеты про "пападанцев" (как формулировал кто-то из моих преподавателей, "приключения реального персонажа в потустороннем мире или приключения потустороннего - в реальном"). Для мелодрам же отлично работает "барышня-крестьянка" или её вариант "госпожа горничная". Так вот, "Мадам" как раз эта самая "госпожа горничная".
Думаете, сюжет настолько стар, что ничего нового и интригующего из него уже не вытянуть? Вы ошибаетесь.
Авантюрная тема фильма - легка, увлекательна и не оставляет сомнений в том, что нелепая немолодая Золушка обязательно обретёт своё счастье. Тема неравенства и социальных ролей, которые разыгрывают люди, - жестока и безжалостна. В целом же это чудесное, милое, обманчиво-предсказуемое и правильное кино, с совершенно душераздирающей сценой подачи чая в финале. А в этой сцене - секундным беглым взглядом, который персонаж Смайли бросает на героиню де Пальма (три раза пересмотрела: сначала "правым ухом", потом - чтобы убедиться, заметил ли Он Её, третий - чтобы понять, видел ли Он Её лицо). Тот самый случай, когда сцена сделала так ювелирно, что всё, что в ней делается и говорится вслух не имеет никакого значения, а всё, что не делается и не говорится разрушает мироздание.
Еще один, вроде, не очевидный момент. Внимательно, очень внимательно стоит следить за черным и белым оттенками в фильме. Это не «хорошее» и «плохое». Это два мира. Как они живут рядом, сближаются, сплетаются, отдаляются и противопоставляются. И это красиво, в конце концов.
Пожалуй, это "всё, что я могу рассказать про Вьетнам". Хорошее кино, где Харви Кейтель и Тони Колетт в кордебалете, а главные роли у неведомой мне доселе пухлой и страшной тётеньки и этакого недо-Тимарота. И они-то сыграли историю так, что сразу после просмотра я тихонечко сидела и думала: то ли поплакать прям щас и прям на работе, то ли ещё раз пересмотреть всё с самого начала, внимательно и с удовольствием.