Этот год был непростым для российской власти – выборы в Мосгордуму, большая волна протестов, «московское дело». На следующий год вроде не запланировано каких-то глобальных событий, но он может стать не менее простым. Именно в 2020 г. может начаться трансформация системы под следующие президентские выборы, перепозиционирование КПРФ и ЛДПР, можно ожидать и серьезных кадровых перемен в силовых структурах, а в регионах могут возникать ситуации, которые станут серьезными вызовами для системы в целом. Кроме того, важны для России и выборы президента США. Чего ждать от следующего года – мнение политологов.
Николай Петров, политолог
«Главная проблема российской власти – это разрыв между снизившейся легитимностью президента Владимира Путина и той системой, которая была выстроена после 2014 г. Поэтому ей надо будет искать способ повышения легитимности или усиливать репрессии, чтобы контролировать систему.
Среди наиболее важных трендов 2020 г. – региональные сентябрьские выборы, в связи с которыми возможны подвижки в партийной системе, поскольку это последняя избирательная кампания перед выборами в Госдуму 2021 г. 2020 год станет последним, когда можно провести «пробный пуск» перед выборами в Госдуму, если планируется изменять контуры партийной системы, тестировать варианты изменения избирательной системы или новые технологии.
В 2020 г. не исключено начало трансформации системы под 2024 г. – это и возможные изменения в Конституцию, и создание пробных институтов, которые помогли бы обеспечить трансформацию власти. Новые форматы нужно проверять – в том же Казахстане транзит власти готовился несколько лет.
Можно ожидать и серьезных кадровых перемен в силовых структурах – так, уже перезрела смена руководства Следственного комитета и Генпрокуратуры, ФСБ и Совбеза. Заодно могут продолжиться репрессии в отношении силовиков, поскольку это один из способов внешне бесконфликтной, но радикальной замены руководства этих служб. Смена руководства возможна и в госкомпаниях, которые ранее этого избегали.
Наконец, возможны и даже неизбежны локальные кризисы. Например, смена губернатора Иркутской области, где выборы ранее проходили конкурентно, может привести к сложной избирательной кампании осенью. Да и в других регионах из-за выборов, конфликтов в региональных элитах и протестов могут возникать ситуации, которые станут серьезными вызовами для системы в целом».
Глеб Кузнецов, руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований
«Президентские выборы в США важны [для России], потому что они определят, будет ли санкционная политика нелепо-непоследовательной и ориентированной на внешние эффекты (как, собственно, и вся внешняя политика президента Дональда Трампа) или в Белый дом придет демократ, который придаст антироссийскому консенсусу в политических элитах США системность и последовательность. В этом смысле продолжение правления Трампа отвечает интересам не только России, но и всего мира. Его политический стиль, метания, ориентированность на показуху и демонстрацию «сделок» по всем вопросам своим избирателям – лучший из возможных вкладов в дело построения многополярного мира.
В России ведущие политические партии, новые партийные проекты и вся избирательная система будут готовиться к выборам в Госдуму 2021 г. В 2020 г. будут поставлены точки в спорах, слухах и ожиданиях относительно изменений в избирательном законодательстве. Заявят о себе новые партийные проекты, а «старые» партии определятся со стратегией и идеологией на 2021 г.
Также я ожидаю, что в процессе подготовки к выборам-2021 произойдет окончательная победа внутренней проблематики над международной. В последние пару лет отмечается устойчивое снижение интереса населения к «международной панораме», но медиа и политики продолжают активно использовать внешнеполитическую повестку. Думаю, в 2020 г. именно в контексте подготовки к парламентским выборам эта ситуация поменяется и тотальное преимущество окажется за внутренней повесткой».
Александр Кынев, политолог
«Список регионов, где в следующем году ожидаются выборы, достаточно колоритный. Самые интересные губернаторские выборы будут в Иркутской и Архангельской областях, довольно интересный список по законодательным собраниям и муниципалитетам. Думаю, в 2020 г. будут избирательные кампании, неудачные для власти.
В наступающем году продолжится попытка прессинговать системную оппозицию. Будет усиливаться раскол между старой партийной номенклатурой и молодыми амбициозными лидерами регионального уровня, которые в ходе партийного торга все чаще становятся жертвами и ничего не получают. Например, руководству КПРФ в 2019 г. был свойственен коллаборационизм, на региональном же уровне в партии все больше молодых ярких политиков, которые переходят в реальную оппозицию. Между тем власть после нескольких лет сотрудничества начала, по сути, борьбу за электоральное уничтожение коммунистов – это и увольнение [губернатора Иркутской области Сергея] Левченко, и война против [главы Хакасии Валентина] Коновалова, и наезд на депутатов КПРФ в Мосгордуме. Думаю, что это давление будет способствовать радикализации внутри КПРФ и усилению противоречий между коллаборационистской верхушкой, с одной стороны, и более радикальными партийными низами и лидерами среднего уровня – с другой. Внутренний кризис в системной оппозиции будет нарастать, и в первую очередь это касается КПРФ.
В следующем году пройдут и президентские выборы в США. Внутри России [крупные] международные события воспринимаются как то, на что надо равняться. Так, история с избранием [президентом Украины Владимира] Зеленского и победой его партии «Слуга народа» на парламентских выборах сработала в унисон с московскими протестами. Я думаю, такой же эффект может быть в случае поражения в США Дональда Трампа – оно будет восприниматься как сигнал о том, что позиции России во внешней политике слабеют и надо вести себя осторожнее и деликатнее».