В этой статье речь пойдет о глобальных, на мой взгляд, и распространённых ошибках при работе с детьми некоторых педагогов дополнительного образования, а именно хореографов. На мысль о написании этой статьи меня натолкнула моя читательница, которая поделилась своей невесёлой историей. Её дочка очень любила танцевать, и мама отвела ребёнка в танцевальную студию. Но через какое-то время у ребёнка стало пропадать желание ходить на танцы. Спустя ещё какое-то время девочка стала категорически отказываться посещать занятия. В последствии выяснилось, что занятия в данной танцевальной студии больше напоминали суровую военную службу и каторжные работы, чем свободное хореографическое творчество. В результате ребёнок отказался туда ходить вовсе. После того как девочка перестала заниматься в студии, она ещё пол года не танцевала даже дома, и теперь ни о каких танцевальных кружках и слышать не хочет, несмотря на все уговоры и старания родителей. Вот такая история... И таких историй, должна вам сказать, много!
Такой результат я называю: "Сломать ребёнка!". За свою педагогическую и тренерскую практику и, вообще, в течении жизни мне встречалось много таких сломленных детей, у которых после занятий хореографией не развилась любовь к танцам, а наоборот - этот вид творчества стал вызывать отторжение, страх и комплексы. Я преподаю не только танцы для детей, но и танцы и фитнес для взрослых. И слышала подобные рассказы от уже повзрослевших сломленных детей, которые, из-за топорной и жестокой манеры преподавания хореографов - педагогов, в детстве получили психологическую травму, которая, в последствии, развилась в комплекс неполноценности. Почему так происходит?
Дело в том, что первый период социализации и без жестких педагогов - тяжелейший психологический этап в жизни ребёнка. Рушится весь его прежний безмятежный мир. Это больше не мир, где есть только любящие его родители, а мир в которым появляются чужие дяди и тёти со своими правилами и требованиями, совершенно непонятными маленькому человеку. В эти годы ребёнок получает такой сильный стресс, что даже теряет память. Как правило, мы не помним себя в раннем безмятежном детстве, воспоминания остаются только с этапа первой социализации. И на этом же этапе начинает раскрываться творческий потенциал малыша (3 - 5 лет). Да, действительно, это самый подходящий момент, что бы начать развивать способности ребёнка. И если родитель видит, что его ребёнок проявляет интерес к танцам - он, разумеется, отводит его в танцевальную студию. А ребёнок с удовольствием соглашается туда пойти, потому что очень любит танцевать под включенную мамой музыку или под телевизор. Ему это в удовольствие и в радость! А ещё он очень любит играть с другими детьми. И он знает, что там будут другие дети, а значит ему будит там весело и интересно.
А что мы часто имеем по факту в стандартной хореографической студии? Вместо радости с интересом, удовольствия от танцев и игр с другими детьми ребенок получает какую-то чужую тётю, которая заставляет его совершать непонятные ему действия, кричит на него, требует повиновения, а с учётом растяжки, ещё и делает ему больно. Прямо скажем - адский ад! И теперь скажите, взрослые, а что бы ощущали вы, если бы шли туда где вас ждёт радость и интерес, а неожиданно для себя, вместо этого, получаете боль и насилие? Ваша бы психика это выдержала? Вы бы хотели туда возвращаться? Думаю, что ни за какие блага мира ни один взрослый на это бы не согласился. А это маленькие дети, которые ещё, при этом, лишены права выбора! За них всё решают родители... И в результате мы можем получить целый букет психологических травм со всеми вытекающими последствиями, начиная с чрезмерной стеснительности и отвращения к танцам и заканчивая фобией и комплексом неудачника.
Я глубоко убеждена, что нельзя совершать насильственные и принудительные действия в отношении детей. Особенно это касается малышей. Кроме того насилие, принуждение и творчество - понятия несовместимые. Особенно опасно насилие в хореографии, потому что танцы и физическая боль и так неразделимы.
Маленького человечка на первом этапе в хореографии можно только увлечь, помочь раскрыть его способности и творческий потенциал. В игровой форме дать азы хореографии, развить координацию, чувство ритма, умение импровизировать и приучить к физическим нагрузкам и к растяжке, но тоже не заставляя. Если маленькому ребёнку доступно объяснить, что для того что бы сеть на шпагат ему нужно немного потерпеть - он всё поймёт не хуже взрослого. Он будет терпеть и очень стараться, только, при условии, если сам этого хочет. По большому счету, смысл первых лет обучения в хореографии в том, что бы привить ребёнку любовь к этому виду искусства. А уж если появились любовь, то в дальнейшем вопрос принуждения отпадает сам собой. Так как то что мы любим - мы делаем с полной отдачей и удовольствием одновременно, даже если это тяжёлый труд! И всегда добиваемся успехов в своём любимом деле, по другому просто не бывает!
А закончить хочется словами очень уважаемого мной и недавно ушедшего Михаила Ефимовича Литвака: "Уважаемые взрослые, не забывайте, пожалуйста, что дети - это тоже люди!".
Понравилась статья?! Ставь лайк и подписывайся на мой канал!