На Руси бумага иностранного производства была завезена в XIV веке, и в течение XIV-XVII в Московском государстве другой практически не было. Первые бумажные мельницы в России известны со второй половины XVI века. Однако попытки ввести собственное производство оказались неудачными, и только в XVII веке появилась бумага русских бумагоделен. В XIV веке итальянская бумага ввозилась с севера через Новгород и с юга через итальянские колонии в Крыму. С конца XIV века появилась французская бумага, получившая широкое распространение до XVII века. Немецкая бумага в большом количестве стала поступать с конца XV и в XVI веке.
Место изготовления бумаги и отчасти время определяют по так называемым «филиграням» или «водяным знакам», видимым на просвет, которые являются фабричными марками.
Как пишет Н.П. Лихачев в монографии «Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве»: «При ручном производстве бумаги, существовавшем вплоть до настоящего [XIX] столетия, употреблялась деревянная форма, рама, величиною с формат выделываемого бумажного листа. Вместо дна у формы была натянута вдоль и поперек сеть из тонкой металлической (медной) проволоки. Нити вдоль шли густым тесным рядом, нити поперек были расположены гораздо реже, только поддерживая продольные линии. Очень рано (с конца XIII века) в разных местах формы (чаще по середине левой половины листа) стали посещать марку фабриканта, устраивая ее из такой же проволоки, изогнутой в виде какого-либо изображения и расположенной на продольных линиях. Это и есть бумажный или так называемый водяной знак, иначе филигрань».
А каков был процесс изготовления самой бумаги? Его описывает И.Т. Малкин в книге «История бумаги»: «Большое мельничное колесо приводит в движение несложный механизм – толчею, в которой тряпье разбивается в воде на волокна, превращаясь в жидкую мелковолокнистую кашицу – бумажную массу. Один-два деревянных чана, из которых черпается бумажная масса, несколько черпальных форм с сетчатым дном для отлива бумаги, винтовой пресс, куски грубого сукна, - вот в основном и все, что нужно было бумажнику. <….> По свидетельству современников, лист бумаги, прежде чем стать пригодным для письма, проходил через руки рабочего 33 раза.
Главным действующим лицом в мастерской был черпальщик. Поминутно нагибаясь над чаном, он черпал формой с сетчатым плоским дном и, быстро сотрясая ее, удалял избыток воды, формировал сырой лист бумаги и передавал укладчику-«гаучеру», который осторожно опрокидывал лист с сетки на кусок сукна. Такой же кусок сукна клался сверху. <…> Постепенно … вырастала стопка сырой бумаги, и когда набирался, согласно цеховой традиции, 181 лист, бумагу забирал ученик и нес ее под винтовой пресс.
Отжатую под прессом бумагу вынимал затем подмастерье-прессовщик, снимал сукна, и бумага прессовалась опять. После этого начиналась окончательная сушка. Сыроватая бумага развешивалась на чердаке. После сушки бумага попадала в руки гладильщика. Каждый лист разглаживался на мраморной доске шлифовальной костью и особой каталкой. Потом за бумагу принимался штамповщик. Все листы расколачивались деревянным или железным молотом. После такой обработки бумагу опускали в тазы, наполненные клеем, сваренным из телячьих и бараньих ног. Проклеенную бумагу вновь сушили на чердаке, опять разглаживали, и, лишь пройдя все эти операции, бумага оказывалась, наконец, готовой к отправке…».
А как же делались чернила? А.Н. Свирин в своей работе «Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв» приводит способ «чернильного становления» - рецепт приготовления чернил - из рукописи XV в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. Чернила изготовлялись из чернильных орешков и вишневого клея. Вес орешков должен был соответствовать весу клея, и по весу их обоих употреблялся мед пресный. Клей две недели намачивается «в меду кислом в добром», чтобы «вгнилось яко дрождие». Затем «по угноению клею» рекомендовалось взять «доброго меду кислого» и мелко толченых и ситом «иссеянных» орешков и полить их «медом кислым» мерою трех яичных скорлупок и туда же добавить двенадцать (по числу апостолов) железных пластинок одинаковой величины, нанизанных на веревку, чтобы удобнее было вынимать. Вся эта смесь становится в тепло, чтобы закиснула. Мешать надо ежедневно три раза, пока «не устоятся». Наконец, рекомендуется «испытать языком». Если не будет чувствоваться сладость, «то подкармливай медком пресным».
Переводя на современный язык: измельченные округлые образования (чернильные орешки) с листьев дуба и вишневая смола-камедь (вишневый клей) смешивались с забродившим медом (мед кислый). Через две недели для закрепления черного цвета к настою добавлялись железные пластинки. Готовность чернил определялась «на язык». Если не чувствовалась сладость, добавлялся обычный мед, и смесь настаивалась еще некоторое время.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.