Найти тему
Даруль Фикр

Тайный призыв. Поучительные выводы

Оглавление

Тайный призыв и первые принявшие ислам

1. О скрытом характере призыва

Несомненно, то, что скрытый характер призыва Пророком в упомянутых годах никак не был следствием его страха за свою жизнь. Пророк понимал, что после того, как на него была возложена обязанность призыва и были ниспосланы аяты «О завернувшийся, встань и увещевай...», он находится под покровительством Всевышнето Аллаха, который способен защитить его (и даже при открытой форме призыва в Ислам с первого дня пророчества).

Если бы Всевышний Аллах велел Посланнику Аллаха обратиться к людям с открытым призывом, то Пророк незамедлительно приступил бы к его исполнению (причем, даже если бы это грозило ему, да благословит его Аллах и приветствует, ближайшей смертью – то есть стоило ему жизни).

Однако Аллах внушил своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, начать дело пророчества с тайного призыва и обращаться с призывом только к тем, кто, (предположительно, в пределах своих человеческих возможностей) готов был принять истинное учение. Использование такого способа призыва было сделано в целях обучения последующих проповедников Ислама призыву, исходя из принципа учета обстоятельств, причинных условий и целесообразности.

С одной стороны, проповедники не должны проявлять пассивность, полагаясь лишь на одного Аллаха, не предпринимая усилий по созданию соответствующих причинных условий. Но, с другой стороны, они также не должны самовольничать в действиях, полагаясь только на самих себя (на свои резервы и методики) и считая, что только таким способом можно добиться максимальных результатов. Это будет неправильно по отношению к вере в Аллаха и будет противоречить основам исламского призыва.

Становится ясным, что метод призыва Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на данном этапе был в форме дипломатии, а он сам выступал лишь в качестве имама, а не в качестве общечеловеческого и общезначимого Пророка.

Исходя из этого, проповедники в каждый период могут и должны использовать в пределах норм шариата те или иные специфические формы и методы призыва (скрытую, открытую, мягкую, жесткую формы) с учетом различных обстоятельств и времени.

Большинство правоведов пришло к следующему заключению: когда мусульмане находятся в меньшинстве и слабы (то есть, если есть вероятность того, что враги при встрече их могут убить), то тогда они должны на первый план ставить сохранение своих жизней ради сохранения своей религии и ее распространения в будущем. Но сохранение жизней здесь – есть только лишь видимая (внешняя) сторона рассматриваемого вопроса. На самом деле, здесь речь идет о сохранении религии — ведь логически, сохранение жизни мусульман ведет к сохранению призыва.

Аль-Изз ибн Абдус-Салям запрещает вести борьбу в том случае, «если нет возможности дать отпор, то следует отступить. И, таким образом, сохранятся жизни мусульман и не будет у неверующих повода для удовлетворения и унижения мусульман. В этом случае непоколебимость (отпор) становится бесполезным и ущербным» [1].

Здесь мы на поверхности видим лишь внешнюю полезность (спасение жизни мусульман).

А что касается его истинной пользы, то она уже исходит из интересов религии. А интерес религии заключается в том, чтобы сохранить жизнь мусульман для того, чтобы они проявили себя в других аренах сражения. Гибель мусульман негативно отразится на религии и откроет возможности неверующим для преодоления тех барьеров, которые были перед ними до этого.

Таким образом, когда открытость может привести к вреду или убийству мусульман, становится обязательным скрытый призыв. И, наоборот, не будет дозволенным скрывать призыв, если есть все возможности для эффективного его осуществления в открытой форме.

Мусульмане должны выбирать ту или иную тактику деятельности в рамках шариата, в зависимости от обстоятельств, исходя из принципа «Ислам должен победить и завоевать сердца людей».

2. Первые мусульмане, последовавшие за Пророком: в чем мудрость в принятии Ислама именно ими?

В чем смысл того, что первая группа уверовавших состояла, в основном, из бедняков и слабых людей? В чем мудрость того, что основа исламского государства была построена именно на такого рода людях?

Такая ситуация, по сути, есть — естественный результат начального этапа призыва всех пророков.

Возьмем, например, Нуха, мир ему, которого его народ упрекал за то, что следуют за ним только самые слабые.

«Знатные люди его народа, которые не уверовали, сказали:
«Мы видим, что ты — тaкой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив». [2]

Также Фараон и его окружение обвиняли Мусу, мир ему, за что за ним следуют только слабые и униженные. Они были так слабы, что о них сказано:

«Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили» [3].

Также случилось и с пророком Салихом и его народом самуд — приняли веру слабые, а отвернулись от нее власть имущие.

«Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали уверовавшим из числа тех, кто был слаб: «Знаете ли вы, что Салих послан своим Господом?» Они сказали: «Мы веруем в то, с чем он послан». Те, которые превозносились, сказали: «А мы отказываемся уверовать в то, во что уверовали вы» [4].

Причина этого явления в том, что суть религии — есть выход из-под власти закона людей к Закону Аллаха. Сущность этой религии, в первую очередь, задевает тех, кто имеет притязания на божественные качества, а также на роль абсолютного правителя или господства.

Поэтому, естественно, что первыми на такой призыв откликаются слабые (бедные, угнетенные) люди из числа униженных и рабов и, наоборот, противостоят этому призыву высокомерные (богатые) люди, выдающие себя за богов.

Эта сущность религии ярко выявляется в диалоге, произошедшем между Рустумом — вождем персидских воинов и Риб'и ибн 'Амиром — воином-мусульманином, состоявшем в войске Са'да ибн Абу Ваккаса во время битвы аль-Кадисийи.

Когда Рустум обратился к Риб’и с вопросом:

«Что заставляет вас сражаться с нами и проявлять такое рвение и интерес к наим стра- нам?»,

— воин-мусульманин ответил ему:

«Мы пришли, чтобы помочь тем, кто пожелает уйти от поклонения рабам к поклонению Одному Аллаху».

А затем он посмотрел на ряды людей, склонившихся справа и слева от Рустума и, удивившись этому, добавил:

«До нас доходили о вас различные сведения, однако я не видел народа глупее, чем вы. Поистине, мы — общество мусульман и у нас одни не порабощают других, и я предполагал, что у вас отношения также строятся на взаимном сочувствии, как и у нас, однако лучшее, что вы могли бы сделать для меня — это заранее сообщить мне о том, что часть из вас является господами других».

После этих слов часть из этого общества собралась в группу и стала перешептываться: «Правду сказал араб, клянемся Аллахом..». А что касается правителей и руководителей, то они восприняли слова Риб'и как молнию, поразившую их сущность и разрушившую ее. Они стали говорить друг другу: «Он произнес речь, к которой наши рабы непременно склонятся» [5]

Все вышесказанное не подразумевает, что слабые принимают религию не по вероучению, а лишь из желания освободиться от рабства и подчинения богатым господам.

В действительности же вера в Единого Аллаха и понимание истинности того, с чем пришел Пророк Мухаммад, да благословия Аллах и приветствует, была очевидна как для бедных, так и для богатых. Не было ни одного человека, кто бы сомневался в правдивости Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Однако, наличие власти у богатых стало причиной, из-за которой они не последовали за ним. А что касается бедных, то их ничто не удерживало от следования за истиной.

Добавим к этому еще то, что слабые, когда познавали могущество Одного лишь Аллаха, испытывали гордость от того, что чувствовали себя не обделенными заботой и вниманием со стороны Всемогущего Правителя. Такие чувства являются плодами веры во Всевышнего Аллаха, добавляют силы и наполняют душу счастьем.

Рассмотрение состава людей, принявших Ислам за время тайного призыва Пророка, также позволяет извлечь определенную мудрость из этого явления. В нем содержится ответ на слова отравителей умов нашего времени, пытающихся представить Ислам в качестве национально-арабского движения. Если бы это было национальным движением, отвечавшим чаяниям арабов, то почему за три года призыва количество принявших новую идею не превысило пятидесяти человек (причем, если учесть, что большая часть их была, как мы уже сказали, бедняками и не относилась к верхушке народа). Кроме того, уже среди первых людей, принявших Ислам, были два человека-неараба — Сухайб ар-Руми и Билял аль-Хабаши.

Далее будет описано, как этот арабский народ вынудил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершить хиджру в Медину, а также его последователей бежать в Эфиопию, причинял им всяческие мучения и любыми способами пытался помешать им в призыве. Все это ясно свидетельствует о том, что в основе исламского движения было вероучение людей (их стремление к Закону и религии Аллаха), а никак не узконациональные интересы и пристрастия.

[1] См. «Кава'ид аль-Ахкям фи Масалих аль-Анам» (1/95), а также см. «Давабит Масляха фи аш-Шари'ати аль-Ислямия» (автор – Мухаммад Са'ид Рамадан аль-Буты)

[2] «Худ», 11:27

[3] «Аль-Аграф / Ограды», 7:137

[4] «Аль-Аграф / Ограды», 7:75-76

[5] Это история подробно рассмотрена в книге «Итмам аль-Вафа фи Сира аль- Хуляфа» (автор - Мухаммад аль-Худри, стр. 100).