Найти тему
mr. Ueff

Радиоприёмник для "Запорожца" был сделан почти своими руками.

Фото с Яндекс Картинок.
Фото с Яндекс Картинок.

Как я уже писал в предыдущей статье, автомобильной электроникой я занялся только после того, как обзавёлся автомобилем. После того, как было собрано электронное зажигание, остро встал вопрос об оснащении моего "запорика" радиоприёмником. Единственным удобным местом для установки этого девайса в салоне, была пепельница, вернее отверстие в которое она вставлялась. Пепельницей я готов был пожертвовать в угоду радиофикации пепелаца.

Фото с Яндекс Картинок.
Фото с Яндекс Картинок.

В процессе разработки приёмника, я понял одну простую истину - конденсатор переменной ёмкости с теми видами верньеров которые мне были доступны, совершенно не подходит для автомобильного радиоприёмника. На каждом ухабе, которых в Якутии было предостаточно, частота сбивалась по чисто механическим причинам. Тогда же я понял, почему промышленные автоприёмники, имеют элементом настройки вариометр или варикап.

Фото в свободном доступе. Хорошо виден вариометр в жёстком литом корпусе.
Фото в свободном доступе. Хорошо виден вариометр в жёстком литом корпусе.

Вариометр по понятным причинам отпадал сразу и я уже было начал работать над схемой приёмника с варикапами, когда мне несказанно повезло. В руки мне попал приёмник А-324, разработанный в своё время для грузовиков Кременчугского автозавода. Собственно с грузовика он и был снят в состоянии нового и достался мне за одну услугу, которую я оказал его обладателю. История эта длинная и отношения к теме не имеющая, потому продолжу.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Главным его достоинством было то, что он идеально вписывался в дырку от пепельницы, а недостатком то, что работал он в двух диапазонах, на которых в Якутии можно было что-то поймать только глубокой ночью. Нужен был конвертер. Тут я решил ничего не изобретать, ибо расчёт схемы и контуров отнял бы значительно больше времени, чем это устройство требовало на сборку. К тому же в журналах была масса готовых схем самых различных конвертеров, в том числе и для автомобильных приёмников. Сначала решено было собрать многодиапазонный конвертер, с буржуйским девятнадцатиметровым.

Картинка в свободном доступе.
Картинка в свободном доступе.

Но эта схема оказалась хороша только для стационарных приёмников. В автомобильном варианте тряску якутских дорог она переносила плохо. Может монтаж у меня был не слишком жёсткий, или ещё что, но приёмник на ухабах приходилось постоянно подстраивать, что напрягало. Зато идеально подошла совершенно простенькая схемка с кварцевым гетеродином.

Картинка в свободном доступе.
Картинка в свободном доступе.

Правда работала она только в диапазонах 25 и 31 метр, но этого было достаточно, чтобы уверенно принимать "Маяк" и первую программу Всесоюзного радио. К тому же как по заказу на работе было несколько кварцев на частоту 10,9 МГц. Никто не помнил зачем они были получены, но валялись без дела в лаборатории. Надеюсь народное хозяйство СССР, не слишком пострадало от отсутствия одного из них. Конвертер поместился в корпус приёмника, так что не пришлось городить никаких дополнительных корпусов и креплений, работал устойчиво до самой продажи автомобиля. Надеюсь, что новому владельцу, он служил так же как и мне - верой и правдой.

Авто
268,3 тыс интересуются