Найти тему
Татьяна Трофимова

Небанальный Петербург: 8 коней Аничкова моста, как кони сфинксам «проиграли» и что хотел сказать потомкам Пётр Карлович Клодт?

Оглавление

Начну банально — каждый уголок Санкт-Петербурга хранит секреты и тайны. Великое их множество легко объяснить тем, что нет уже среди нас, живущих, свидетелей того времени. И правды открыть некому.

Но в чем я абсолютно уверена, так это в том, что пребывая в лучшем мире, Петр Карлович Клодт, знаменитый русский скульптор, нет-нет, да и покатывается со смеху, слыша такое количество домыслов о прошедшей своей жизни.

Барон Пётр Карлович Клодт (нем. Peter Jakob Clodt von Jürgensburg; 1805—1867)
Барон Пётр Карлович Клодт (нем. Peter Jakob Clodt von Jürgensburg; 1805—1867)

Дал указ Петр I мост построить

Эта история началась задолго до того, как строптивые кони заняли свои места на четырех «стартах» Аничкова моста.

Ведь поначалу и моста-то никакого не было. В 1715 году государь император Петр I издал соответствующий указ и к маю 1716 мост был построен. За долгие годы мост неоднократно перестраивался, расширялся и удлинялся в пролетах, был даже какое-то время разводным…

А вплоть до конца 18 века, пока река Фонтанка была границей города, служил погранично-пропускным пунктом.

Совсем рядом, на Фонтанке, в Аничковой слободе, располагался батальон подполковника Михаила АнИчкова. Относительно названия моста существует несколько версий, но официальной признана именно эта.

Как кони сфинксам «проиграли»

В 1832 году петербургский скульптор Петр Клодт получил заказ на исполнение двух скульптурных групп в греческом стиле — бронзовых коней и их укротителей. Скульптуры эти планировалось установить на Университетской набережной, напротив Академии Художеств.

Но неожиданно планы изменились, и место коней заняли египетские сфинксы, привезенные в Петербург прямо из Египта.

-2

Чуть позже, другой известный скульптор, Карл Росси предложил неприкаянным коням место на мосту между Зимним Дворцом и Адмиралтейством. Но эта идея не понравилась императору Николаю I и пришлось Клодту искать место под скульптуры самостоятельно. Именно он и выбрал Аничков мост.

Восемь коней! Когда же это закончится?

В 1841, когда готовы были две пары коней и юношей, скульптуры наконец установили на Аничковом мосту. Заняли они лишь одну сторону, западную. По другой временно были установлены гипсовые копии, покрашенные в бронзу.

Аничков мост, 1840-е годы, литография
Аничков мост, 1840-е годы, литография

В течение 1842 года Клодт выполнил две недостающие скульптуры, но до моста они не доехали, так как были подарены Николаем I прусскому королю и отправлены в Берлин, где и остаются до сих пор.

Фигуры украшают подъезд к царскому дворцу, Берлин, 1844 год
Фигуры украшают подъезд к царскому дворцу, Берлин, 1844 год

За 1843 год Клодт изготовил ещё две скульптуры, которые были установлены на мосту, но через три года сняты с постаментов и отправлены в Неаполь, в качестве очередного царского подарка.

Вы ещё не сбились со счета?

«Да, что ж такое? Сколько ж можно?» — так, видимо, подумал Клодт и копий больше не делал. Ему пришла в голову гениальная мысль: он решил создать абсолютно новые композиции и объединить все скульптуры в одну общую историю.

«Укротители стихии»

Так, в 1851 году, ровно через 10 лет, заказ был полностью выполнен, а кони украсили Аничков мост, чтобы навсегда стать его историей.

Теперь композиция символизировала борьбу человека со стихией, причем, человек побеждал неизменно. И вот тут-то и возникли первые сомнения…

-5

Художественный вымысел?

В художественном фильме «Петербург. Только по любви», который состоит из семи новелл о Санкт-Петербурге, один из эпизодов посвящен истории Аничкова моста.

Буквально за пару минут один из экскурсантов развевает теорию укрощения коней и выдвигает свою смелую версию:

— Я думаю, он (Петр Клодт) оставил притчу русским царям: стихия укрощается только на время, надолго с ней не совладать.

Вам тоже слышатся революционные отголоски в высказывании?

Не буду скрывать, сначала мне эта версия очень понравилась, но внимательно почитав биографию барона Клодта, уверена, что идея ему скорее приписана, чем угадана потомками.

Петр Карлович был любим Николаем I, который всю жизнь ему покровительствовал и восхищался его талантом. Ну, незачем было скульптуру, примешивать к своему положению революционные взгляды.

Или все-таки не удержался и оставил «послание потомкам»?

«Петербург. Только по любви», 2016 год. Тот самый фильм, с которого началось мое «расследование». Прекрасная Полина Кутепова в роли экскурсовода
«Петербург. Только по любви», 2016 год. Тот самый фильм, с которого началось мое «расследование». Прекрасная Полина Кутепова в роли экскурсовода

Как правильно «прочитать» композицию?

Но вернемся на Аничков мост. Где начало композиции? Кони расположены так, что увидеть все четыре скульптуры одновременно невозможно. В этом главная идея скульптора. Он как бы приглашает нас рассмотреть каждого коня по отдельности, переходя от одного к другому.

Сделайте это, и каждый раз сюжет будет разным: от почти победившего коня, но не сдавшегося юноши, до уверенно держащего коня мужчины, который в конце почти повержен…

-7

Ещё одна ошибка экскурсоводов

Каждый второй ленивый экскурсовод вещает, что юноша, укрощающий коня (коней) — это один и тот же человек. Не буду утомлять вас деталями. Укротители коней — братья-близнецы Диоскуры, герои древнегреческой мифологии. Все в соответствии с техническим заданием, то есть, простите, с царским заказом.

Диоскуры — в греческой мифологии братья-близнецы Полидевк и Кастор, сыновья Зевса и Леды. В легендах Кастор выступает как укротитель коней, а Полидевк славился искусством кулачного боя. Диоскуры — образец братской дружбы и любви.

Эта же ошибка допущена и в фильме «Петербург. Только по любви», где герой утверждает, что юноша один, а кони разные.

Чей лик в паху у лошади?

Да-да, вы не ошиблись. Большинство туристов не прочь заглянуть под скакуна, чтобы убедиться, что лицо все ещё там(!).

Встаньте по правой стороне моста, Адмиралтейство будет у вас за спиной, и внимательно смотрите. Не переживайте, в одиночестве вы не будете, желающих неизменно много.

Наверное, это самая известная байка про коней Аничкова моста. По одной из версий мы увидим лик самого Наполеона (и ведь похож, черт возьми!). По другой, любовника супруги Петра Карловича. Вот тут о сходстве судить сложнее.

Вряд ли это нечто большее, чем зрительная фантазия, но местным нравится, а туристов забавляет.

Спасибо всем, кто дочитал публикацию до конца. Буду рада, если поделитесь в комментариях своими интересными наблюдениями или подскажете идею для следующей статьи про Санкт-Петербург.

Спасибо, что читаете!

-8