Найти тему

Белорусский Джозеф Смит и его "святая писанина"

Белорусское фэнтези. Начало.
Белорусское фэнтези. Начало.

Я уже писал, что "гисторыки" (не путать с историками) в Белоруссии - это секта, которая по уровню своих верований очень напоминает небезызвестных "свидетелей". По крайней мере, уверенность в своих догмах у них не меньше, а навязчивость едва ли не больше. Но и у наших сектантов был свой Джозеф Смит. Об основателе немного позже. Приходится сказать пару слов о его "святой писанине".

76 000+ просмотров, 3 076 перевернутых жоп - это целых 4% Но это к слову
76 000+ просмотров, 3 076 перевернутых жоп - это целых 4% Но это к слову

Некоторое время назад в белорусском сегменте ВК начали распространять картинку (см. выше), фото разворота из учебника по истории Белоруссии, который активно внедрялся в учебный процесс в школах в начале 90-х гг. Те, кто учился или работал в школе в то время отлично, думается мне, помнят, о чем идет речь. И тут же начали отзываться те, кто в школьные годы стал жертвой некачественных учебников и, есть мнение, коррумпированности министерства образования: "И меня так в школе учили", и меня, и т.д. Оставим распространение этой глупости на зарплате администратора группы (дело в зарплате, а не в совести). А вот вопросы к "св. писанине" и к тем, кто ее допустил в школы - есть.

Кусочек из интервью с исследователем, который изучал учебники по истории Белоруссии с 1993 по 2010 гг.

...история, согласно изложенному в учебниках, действительно очень зависит, хотя и не напрямую, от социального и политического контекста. И мы видим, что в 1990 году объявляется независимость Республики Беларусь, а первые учебники этого периода появляются только в 1993 году. Если происходят какие-то изменения в социально-политическом контексте, то они опосредованно влекут за собой изменения в учебниках.
Важную роль здесь играют также и
авторы учебников, которые по-своему, в зависимости от того, каких идей они придерживаются, могут отвечать на эти изменения.

Учитывая то, что
ученик 5-6 классов имеет еще несформированное критическое мышление, поэтому любую информацию, которую ему предоставляет учебник, он воспринимает как данность...

Я специально подчеркнул в учебнике имя автора этого около исторического фэнтези, т.к. его присутствие в учебнике вызывает ряд вопросов.

1. Кто должен писать учебники для школьников?
Должны ли это быть профессионалы, которые имеют базовое образование по избранному предмету или их может писать любой человек с высшим образованием, лишь бы было желание? Может ли учебник по географии писать учитель музыки? Может ли учитель труда писать учебник по математике? Может ли филолог писать учебник по истории?

2. Должен ли человек, автор учебника, быть человеком умственно здоровым? Может ли человек, который называет себя вымышленными именами, потому, что ему так хочется, называться полностью вменяемым?

3. Кто проверяет качество учебников, которые поступают в школы?
Рассказывать о том, что "незалежнасць жы толька паявилася" нет смысла. В Белоруссии были очень сильны академические традиции, поэтому всем в Министерстве образования было прекрасно известно, как проходит процедура одобрения учебника для школы.

И, поскольку, процедура была известна, и учебники должны писать профессионалы, то возникает вопрос - каким образом в учебнике по истории оказались филологические фантазии г-на Вечёрки?

Отдельно стоит прокомментировать подчеркнутые перлы Валентина Рыгоравича.

1. Кто этому рыцарю "на канi" присвоил рыцарский титул?
2. Что автор понимает под "беларускай зямлёй"? Географические и временные рамки.
3. Почему крест - это символ теплого и доброго Солнца? Откуда вообще такие коннотации?
4. В какой Белоруссии жил князь? В 12 веке? В 15? Из истории, помнится, князья были, Белоруссии не было.
5. Откуда такие легенды про бчб, если доподлинно известно, когда и кем она была придумана?
6. Когда и кем было принято решение о создании независимой Белоруссии, и кто принял решение о том, что бчб стала символом того, чего еще не придумали на тот момент?

Очевидно, что дети, которым пихали эту "писанину", не всегда могли узнать у взрослых, как было на самом деле. Не всем детям повезло тогда, многим взрослым не везет теперь.

Таким образом, сектантская обработка в 90-е начиналась со школьного возраста, когда дети еще не обладают должным уровнем критического мышления.


Рекомендация для тех, кто хочет иметь собственное мировоззрение.

Как только Вы ловите себя на мысли, что бчб - это символ белорусов, что Полоцк - это символ "беларускай" государственности, что Скорина напечатал "беларускую" Библию или что террориста Калиновского звали не Викентий, или, что белорусы - это не русские - сразу же обращайтесь к документам и читайте их, смотрите, изучайте. И тогда, быть может, вам удастся избавиться от "вируса свидомии" в самом начале.

Делай, что должен, и будь, что будет!