Кристофер Нолан — режиссер, который делит российскую публику на два лагеря: один его безумно любит, другой — страшно ненавидит
Первым нравится ощущение, что кино приобщает их некому сакральному научному знанию, а вторые видят в этом банальность и напускную претенциозность.
Я люблю фильмы Нолана.
За операторскую работу в них, которая всегда находится на одном невероятном уровне, за музыку, актерские работы и фирменные режиссерские приемы.
Меня не смущает "отсутсвие раскрытия героев" в "Дюнкерке", потому что это фильм не о героях, а о ситуации, в которой они находятся.
Не напрягает неожиданный хэппи-энд трилогии "Темного рыцаря", потому что главным моментом последнего акта "Возрождения легенды" я считаю реплику о том, что героем может быть кто угодно, и реакцию комиссара Гордона.
Один из пользователей "Дзена" пытался, в свойственной публике данной великолепной и культурной платформы манере, убедить меня в том, что "Дюнкерк" — кусок известной субстанции, но споры об этой картине всегда упираются не в конструктив, а в эмоции: не нравится не ешь, но и не мешай другим.
"Доводу" достанется еще больше
Илья Найшуллер в подкасте Мезенцева говорил, что сразу знал: у "Хардкора" на Томатах будет оценка в районе 50%, потому что фильм посчитают либо шедевром, либо не имеющей права на существование поделкой.
Кристофер Нолан вряд ли рассуждал такими категориями: он, такое чувство, принимает разговоры о своей гениальности достаточно серьезно, чтобы отсылаться к хитровыдуманным теориям и историческим памятникам, а ресерч проводить вместе с учеными. То есть делает все, чтобы фильм воспринимали как нечто гениальное.
Именно это оттолкнет многих от того же "Довода". Ведущий подкаста "Один дома" каждое упоминание картины в Твиттере сопровождает ироничным комментарием о "гениальности" режиссера или неожиданной находке очередного зрителя, узнавшего, что художник APERO, бизнесмен SATOR, программа TENET, компания ROTAS и украинская OPERA — части знаменитого палиндрома.
Меня это ни капли не раздражает. Большинство зрителей, и я в числе этих зрителей, либо никогда не слышало об этом палиндроме, либо однажды услышало и забыло.
Есть разница между фильмами, которые прикидываются высокопарным искусством для элиты (как "Фаворитка" с его неуместными "неочевидными" приемами, вроде фишая), и теми, что играют со зрителем и заставляют его собирать некий пазл. "Довод" — это аттракцион для глаз и мозга, на который стоит сходить дважды, чтобы его прочувствовать.
Это что-то вроде банджи-джампинга и катания на экстремальных горках: в первый раз летишь, сдерживаешь радостно-сумасшедший крик и тошноту, иногда закрываешь глаза, а во второй — по настоящему наслаждаешься действием.
На большую часть аттракционов можно идти сонным, уставшим и загруженным, получить заряд эмоций и со спокойной душой покинуть зал. "Довод" к этой части не относится.
На "Довод" нужно идти как на марафон: собранным, отдохнувшим и готовым к тому, что нужно будет "переварить" несколько сложных километров, чтобы поймать Runner's High.
Мой первый сеанс был в день, наполненный недосыпом и часами пар: иногда я "плавал" в экшене, не понимал сюжет, а на финальной бойне окончательно понял, что пойду на картину еще раз.
После повторного просмотра протоколирую: второй раз на "Довод" нужно идти в любом случае. Первый просмотр будет наполнен моментами с открытым ртом и киноманским оргазмом от визуальных решений. Во второй раз рот придется подпирать рукой, а оргазм придет от незаметных сразу деталей, лучшего понимания истории и, как следствие, еще большего впечатления от "умным" экшеном.
При этом невероятность истории тут скорее выражается действием, а не фразами из сценария. На английском диалоги "Довода", в которых участвуют не the Протагонист и Нил, максимально примитивны. Как и недолюбовная история вместе с хваленым акцентом Кеннета Брана, который на две головы проигрывает аналогу Абрамовича из "Рок-н-рольщика" Ричи.
Новый Нолан — "умная" версия Extraction с Крисом Хэмсвортом, только здесь приятнее наблюдать не за главным героем, а за его напарником -- Паттинсон крадет каждую сцену, в которой появляется.
Кристофер Нолан, кажется, достиг достаточного уровня бытия, чтобы снимать картины имени себя самого. И "Дюнкерк", и "Довод" скорее не про стройный сюжет и твисты, как "Помни", а про максимальную концентрацию режиссерского стиля и зрительских эмоций.
Забавно, что именно "Довод" стал первой громкой премьерой после карантинного затишья. Миссионерский характер картины теперь заметен еще ярче: спаситель индустрии во времена финансового кризиса, спаситель индустрии во время кризиса жанров.