Найти тему
МАЯ Килошенко

Заставьте имидж работать на Вас

Оглавление

Дорогой читатель, если Вы - руководитель или мечтаете им стать, отложите на минутку все дела и определите тип Вашего делового имиджа. Поверьте, будет над чем подумать или поработать.

Итак, обычно Вы сидите в своем кабинете за кипой бумаг. Редкие посетители, прорвавшиеся чудом сквозь «железный секретарский занавес», бывают счастливы непосредственно услышать Вас, а тем более увидеть из –за бумажных развалов. Вы точно знаете, с кем нужно встретиться, обычно это люди из «вчера».

А может быть, Вы – редкий гость в своем кабинете. Позвоните к себе. И Вы услышите властный или ленивый, или раздраженный голос своего секретаря. Возможно, это будет голос автоответчика. Вас нет, еще нет, пришел и занят, уже нет, оставьте сообщение… Кто тот счастливчик, с которым Вы общаетесь?

Кто тот счастливчик, с которым Вы общаетесь? Фото  https://pixabay.com.
Кто тот счастливчик, с которым Вы общаетесь? Фото https://pixabay.com.

Или, вы – общительный, открытый и динамичный. Вас можно застать в собственном кабинете, в рабочем цеху, в офисе партнера, в редакции журнала, за беседой с тележурналистом, на теннисном корте и на показе мод. Круг Ваших знакомств необычайно широк, что дает возможность быть в нужный час на нужном месте.

Или же вы – господин, окруженный верными подданными. Им делегированы многие Ваши полномочия. Их узнают по голосу, знают в лицо. Вы решаете стратегические задачи и Вы - вне реальной общественной жизни. Парадокс. Вы – номенклатурная единица и «задыхаетесь».

Так, кто же Вы?
Работает ли Ваш тип на достижение успеха в бизнесе?

Дело в том, что в последние годы в сознании россиян складывается новый стереотип современного руководителя: обаятелен, открыт, общителен и оптимистичен. Именно эти личностные характеристики рекомендуются в качестве константы создаваемого имиджа современного руководителя. Средствами презентации данных характеристик являются жесты, мимика, поза, голос, оформление внешности и пространства, а также речь.

Деловое общение – одна из центральных сфер проявления имиджа. Имидж каждого конкретного руководителя выстраивается в соответствии с четко поставленными целями, которые зависят от актуальной ситуации развития предприятия, а также от перспективных задач. Например, предприятие сменило форму собственности, появились новые партнеры. Имидж корректируется относительно той роли, которая отведена в этом партнерстве, а это имидж «сотрудника». Другими словами, имидж руководителя, умеющего принимать коллегиальные решения, нести бремя коллективной ответственности, видеть свой участок работы в общем деле, урегулировать естественно возникающие конфликтные или, более обобщенно, кризисные ситуации.

Внешний лоск и обаяние здесь играют важную роль – привлекают, располагают, вызывают симпатию. Но для ведения успешного бизнеса этого бывает недостаточно. Акценты могут быть смещены на использование неречевых средств, которые выполняют не только функцию презентации «Я» руководителя, но и помогают управлять аффектом в сфере бизнеса.

Американские исследователи Putnam L. и McCallister L. определили 10 невербальных категорий, выполняющих функцию контроля за течением беседы и выражающих внимательное отношение к партнеру. Контролирующее поведение проявляется в использовании пауз, медленном раскачивании туловища назад – вперед, копировании позы партнера, изменении позы, использовании жестикуляции. Невербальные признаки располагающего, внимательного поведения - кивание головой во время слушания партнера, поддакивание, внимательный взгляд, улыбка, смех. Причем, эти поведенческие реакции характерны как для мужчин, так и для женщин.

Задание: Определите тип поведения каждого из участников беседы.  Фото https://cdn.pixabay.com/photo/2020/07/11/22/57/business-meeting
Задание: Определите тип поведения каждого из участников беседы. Фото https://cdn.pixabay.com/photo/2020/07/11/22/57/business-meeting

Замечено также, что отношение партнеров друг к другу, к их высказываниям вначале проявляется в позе, жесте, взгляде, и только затем в слове. Это значит, что неречевые средства общения выполняют еще и функцию опережающей манифестации психологического содержания общения. А сознательное использование пристального взгляда, изменения позы, синхронных движений может оказать значительное влияние на процесс разговора и, в частности, на объединение индивидуальных представлений партнеров.

По отношению к партнерам рекомендуется проявлять открытость. Но, следует подчеркнуть, до определенного предела. Также как прочитанная до конца книга перестает быть значимой, так и слишком открытый человек не вызывает к себе нового интереса в дальнейшем. Для эффективного ведения бизнеса поддержание интереса общественности и к бизнесу, и к руководителю – чрезвычайно важная задача. В последние годы на некоторых отечественных предприятиях эту задачу пытаются решать специалисты по связям с общественностью. К сожалению, эти попытки довольно вялые и усугубляют эффект «закрытости» предприятия и его руководителя, либо слишком амбициозные и, следовательно, не отражают реальности. Присмотритесь, может быть, речь идет о Вас.

В духе времени провозгласить принцип открытости по отношению к своему потребителю, особенно в легпромбизнесе. Тревогу вызывает тот факт. что некоторые директора предприятий отрасли своим потребителем считают оптовиков и предприятия торговли. Но оптовик лишь посредник между производством и населением, потребляющим производимую продукцию. Ради благополучия последнего, в идеале, должно трудится предприятие. С потребителем нужно уметь установить контакт как непосредственный, через личное общение (так делают даже главы государств), так и опосредованный, через общественные организации, средства массовой информации, рекламу, выставочную деятельность и т.д. Практика показывает, что более экспансивны, т.е. активны в установлении контактов с потребителем, руководители и сотрудники малых предприятий, Домов мод и частных салонов. Но размеры предприятия – надуманная преграда для общения с потребителем. Проблема в уровне общительности руководителя и сотрудников. Общительность – залог успешных продаж, пора это усвоить и использовать в деле.

И еще одно чрезвычайно важное слагаемое имиджа - оптимизм. Многие утверждают, что ситуация на рынке в будущем может сложиться не в пользу отечественного производителя. И последний сник. Руководители предприятий пребывают в тревоге, делают, зачастую неосознанно, пессимистические заявления. И, как следствие, теряют партнеров, теряют наиболее перспективные сегменты рынка, отказываются от его изучения, становятся не восприимчивы к инновациям. А ведь доказано, что оптимистически настроенный человек, при прочих равных условиях, имеет значительно больше шансов на успех, за ними всегда тянется шлейф удачи, который и привлекает окружающих, а уж они сделают свое дело.

За оптимизмом следует удача. Фото https://cdn.pixabay.com
За оптимизмом следует удача. Фото https://cdn.pixabay.com

Как стать руководителем-оптимистом в России? У Вас есть ответ - оставьте комментарий!

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь статьями в социальных сетях!
Еще больше о психологии личности, общения, имиджа и моды на моем сайте
www.mayakiloshenko.com и в моей книге "Психология моды".

Печатается по статье Килошенко М. Четыре слагаемых эффективного имиджа // ЛегПромБизнес-Директор. 2002. №4(42). С.13.