Жанр комедии, история которого исчисляется тысячелетиями, набирает в XXI веке новые обороты и обретает свежие форматы. В России комедия развивается по своему собственному сценарию (тот же КВН – абсолютно уникальное отечественное явление) и сейчас проходит через закономерную трансформацию, учитывая неизбежную смену поколений активного зрителя.
Этой публикацией редакция FLC Media хотела бы дать начало серии статей, посвящённых русскоязычному юмору. А начнём мы с самых азов и рассмотрим основные форматы, в которых сейчас существует современная комедия в России.
Стендап
Именно с этого набравшего популярность разговорного юмористического жанра начался новый виток развития русской комедии. Настоящего пика это направление достигло с запуском телевизионного Стендапа на ТНТ – им удалось собрать уникальную команду комиков, где каждый взял на себя свою специфическую ролевую модель (замученный семьянин, стереотипные кавказец и еврей, девушка с типичными женскими проблемами и др.). При этом по ходу эволюции проекта каждый член команды развивался в юморе, и эти ролевые модели переживали соответствующие творческие метаморфозы.
Наряду с телевизионным форматом прогрессировали ютуб-площадки и «барный» стендап (в какой-то момент пригласить юмористов выступить для своих посетителей стало для ресторанов и баров нормой). Абсолютную самостоятельность и самобытность стендап стал приобретать, когда в столице и регионах начали появляться специализированные стендап-клубы.
Недавней иллюстрацией популярности данного жанра стало высказывание известного интервьюера Юрия Дудя:
Стендап – это новый рэп.
Юра справедливо обосновывает это сравнение аналогичной доступностью ремесла, уровнем известности и материального дохода рэперов и комедиантов.
Миниатюры
Все помнят по КВНу хрестоматийное «Случай в аптеке». Этот жанр (разыгрываемые сценки двумя или более юмористами с минимальным реквизитом) особенно развился в период расцвета Камеди Клаба и его программ-спутников на ТНТ (Comedy Баттл, Убойная Лига, Убойной ночи и др.), которые переняли опыт Клуба веселых и находчивых. Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов, дуэт имени Чехова, дуэт «Лена Кука» (посмотрите их «Синдикат отваги» – Тамби Масаев и Рустам Рептилоид уже тогда давали жару) и многие другие – все они в прошлом пробовали играть в КВН.
Прожарка
Формат комедийного шоу, в котором главная задача «прожарить» (читай: юмористически «обложить») гостя. Иногда это происходит в битве «один на один» – такой субжанр называется «roast-battle».
Кстати, мало кто задумывается над этим, но одним из первых отечественных «прожарщиков» был Павел Воля на заре Камеди Клаба (вспомните его жгучие диалоги с гостями шоу).
Импровизация
Импровизационной составляющей пропитано большинство комедийных форматов: нет ничего лучше зародившейся в моменте и не заготовленной заранее шутки, применимой к конкретной ситуации/персоналии. В этом и есть, по мнению большинства, магия юмора.
При этом существуют шоу, ядро которых заключено сугубо в импровизационном ремесле: таким, например, является «Импровизация» на ТНТ.
Пародии
Конечно, этот жанр сейчас не на пике своей популярности, но те юмористы, которые все-таки берутся за пародийный контент, делают его достойно. Чего стоит только троллинговые пародии Ильи Соболева и Сатира.
Panel show
Это дискуссионный формат, когда юмор генерируется внутри обсуждения какой-либо новости, явления или истории (зачастую у такого обсуждения есть заранее оговоренный сценарий, но вся соль, конечно, в ранее упомянутой импровизации). Один из лидеров в этом жанре современного русского юмора – это Порараз Бирацца. Создание новых выпусков данного шоу, к сожалению, временно на паузе, но ребята пробуют новые заходы в рамках panel show и опубликовали пару выпусков свежеиспеченного Книжного клуба.
Олды вспомнят Прожекторпэрисхилтон (ТВ-передача, выходившая на «Первом» в 2008-2012 и 2017 гг.): да, все верно, это вполне себе panel show, которое в те времена, надо признать, было суперпопулярно.
Скетчи
Конечно, первым приходит на ум юмористический феномен 2019-2020 гг. – скетчи Антона Лапенко. Его инженер, Катамаранов, журналист «Чёрной дыры», рок-группа «Багровый Фантомас» (ю ноу!) и другие герои – это шедевры, которые завоевали всеобщую любовь сначала русского инстаграм-, а потом и ютуб-комьюнити (60-секундные скетчи в Инстаграме позже трансформировались в два сезона ютуб-сериала «Внутри Лапенко»).
«Наша Раша», «Даёшь молодёжь», «Однажды в России» – все эти телевизионные продукты также относятся к жанру скетчей.
Разгоны
Обычно «разгонами» называют обсуждение «зачатков» стендап-монологов, когда у комика есть заготовки на различные препарируемые темы, и он их «вбрасывает» в аудиторию коллег-комиков. Далее происходит та самая ранее упомянутая магия – вброшенная тема развивается (читай, разгоняется) участниками дискуссии, а комик-инициатор получает на выходе обкатанный и раскрытый материал. А вы думали они шутки придумывают «в одного»? Так было бы весьма скучно, да и сложно для самих комиков, поэтому шуткогенерация – это зачастую творческий коллективный процесс.
Stand-Up Club #1 придумал трансформировать этот внутрекухонный этап создания комедии в отдельный ютуб-контент. Получилось любопытно.
Разноформатные ютуб-шоу
На YouTube сейчас публикуется огромное количество комедийных ток-шоу, производимых разными площадками – от «Я себя знаю» Азамата Мусагалиева (вот, например, выпуск с Алексеем Щербаковым) до «Самого умного комика». Объединяющая черта для большинства таких шоу - участие звездных гостей.
ЧБД
«Что было дальше?» от Labelcom – это квинтэссенция нового русского юмора, поэтому мы выделили это шоу в отдельную категорию. Что объединяет ЧБД и КВН, кроме того, что они обладают трехбуквенными аббревиатурами? Тот факт, что это отечественная задумка, не скопированная «один в один» с западного аналога. С точки зрения жанрового наполнения ЧБД представляет собой смесь прожарки и импровизации, а гостями выпусков являются в основном звезды шоу-бизнеса: от Шуфутинского до Ивлеевой и Тимати (выпуск с двумя последними набрал за пару месяцев 31 миллион просмотров на YouTube – рекорд для российской комедийной индустрии).
Примерно по таким категориям можно систематизировать текущий ландшафт российской юмористической индустрии. При этом каждый жанр, в свою очередь, распадается на множество субжанров со своими тонкостями и яркими представителями. Мы сможем поглубже погрузиться в эти детали, а также в историю развития отечественной комедии в последующих публикациях нашей серии статей про русскоязычный юмор.
Наш цифровой журнал "FLC Media"!