Найти тему
Azariy Gorchakov

ВОСПИТАННЫЕ ВОЛКАМИ. Ридли Скотта

Имена и качество.

«И-качество» - это когда икают, что-то заело у творцов. Это примерно как баг у роботов. Но это и-качество и есть то, что называют единым стежком, авторским почерком, стилем. Именно это мы и ценим у мастеров. Ценим! Но иногда очень хочется, абсолютной новизны – ис-качества, поиска и открытия новых дорог. И в этом сериале для зрителя натоптали пока что абсолютно новую тропку в неожиданном направлении.

Что касается картинки, мастерство и опыт сразу бросаются в глаза. Даже в таком низкобюджетном жанре как истории про выживших. Очень часто (обычный муветон) это планета Земля после катастрофы. Здесь же иной мир, хотя и формальный, выполненный без особой фантазии. Есть стандартный набор заезженных инопланетных признаков: на горизонте какие-то непривычные светила, луны и спутники. Для развития жанра это незачёт, как и вся флора – фауна. Даже не сбацали каких-нибудь странных деревьев, хотя палки – совсем недорого. На что потратились, так это, наверное, на экскаваторы, вырывшие воронки. После американских ураганов что-то подсняли. Сваяли гигантские кости из папье-маше. Короче, где Барлоу и Гигер? В прошлом и в музеях. Но зато камера работает хорошо, прямо с размахом – на том и выкрутились. Перхоть какая-то постоянно сыплется с неба, что задает тон. Мелочь, а пробирает – это как кислота, капающая с чужого.

Что касается костюмов – это, как и всегда у Ридли Скотта, шедевры индустрии, на этот раз сделанные, наверное, почти что автоматически. Особый почерк его маскарадов сразу же узнается. На высшем уровне все работы с мелкой атрибутикой, символами. Кольца на руках, заклепочки, штучки-скульптурки. И на этом сложном фоне иные персонажи просто в синих репетиционных трико.

Основной смысл истории вытягивают актеры, которые изображает безумных роботов. Играют или настолько увлеклись, что уже сами поверили, что они роботы? Робо-Адам и Робо-Ева? Не пойму! Богоравная, бесполая, "беспупочная" мать-андроид Аманда Коллин (змеи Шиввы – «некроманта» в виде косичек). Она играет неискренней, бого- или баговатой робоулыбкой! Играет, но не морщинами лба, а жилами на шее, прожилками, нарисованными гримом, лицевыми мышцами, которые в нашей культуре называются гусиными лапками, а у них – жабьими лапками. Вау! И это тоже режиссерское!

И в то же время появляется халтура - Трэвис Фиммел. Все в том же образе викинга, и даже волосяной покров не стали ему менять. Шрамы? Да? Серьезно? При такой развитой пластическо-полевой хирургии? Может артист просто параллельно снимался? Пришел в тех же латах, оставил в раздевалке топор и взял бластер.

И все же этот сериал – первопроходец. Он закладывает основы абсолютно нового жанра. Палео-религиозный ренессанс – вот как бы я этот жанр назвал. Фильм – доктринерская реконструкция манихейства. И, как всякий новатор – первопроходец, он крайне неудачен, потому что только прощупывает пути, формирует основы стиля: гримы, палитры, реквизит, приемы актерской выразительности. Да он и не должен быть удачным – такой фильм! Ведь когда мы с удовольствием смотрим современные зомби-фильмы, то понимаем что главное в них – армия гримеров, которая создала армию зомби. Не какой-то там единичный талантливый визажист, а целая орда мастеров. А здесь орды не было, и получился лишь прообраз будущих фильмов. Фильмов – назовем это так – палео-религиозного ренессанса. Фильм с одним персонажем, которому только в будущем предстоит размножиться – а пока что ж… выезжаем на опыте и режиссуре. Все с чего-то начиналось. Фантастические старые фильмы хороши, но мы понимаем, что гримеры и бутафоры работали на уровне детско-юношеских студий (тот же «Эд Вуд»). Чтобы сложились традиции, возникла школа, нужно время, учителя, ученики и инвесторы. Современная бутафория – это же фактически создание абсолютно новых «промышленных образцов», невиданных раньше штук. И даже мир, благодаря им, зачастую меняется. А начиналось-то все с раздвижных веревочных дверей «Стартрека»… . Хотя и старые традиции киноантуража тоже еще живы, и в них есть своя прелесть. Даже в последних «Звездных войнах» мы видели «Звёздный коммуникатор», который всего лишь – женский станок для бритья ног.

В общем Ридли Скотт пытается дать жизнь новому направлению небывалой до сих пор выразительности, а, вероятно, целой индустрии. Из яиц, которые снесли Чужие, должно вылупиться что-то вечное. А пока он и не очень вникал в суть того, что сам описывает. Если заменить, например, его мираистов на Донское казачество, содержательно картина не очень и поменяется. И уж точно фантазировать выгодней, чем воссоздавать какую-нибудь подлинную, пусть и давно исчезнувшую культуру. Потому что критики сразу найдутся, и узких специалистов на фильм надо приглашать. Копаться в истории, археологии, смежных дисциплинах… нет, проще выдумать очередной фантастический мир. В этом смысле Каркоза и Желтый король «Тру детектива» смотрятся более убедительно. А возьмем манихейскую культуру. Их тексты и вовсе даже толком не переведены. Таинственная Азия, клубок из вед, зороастризма, христианства. Тема интересная, а еще интересней превращать в сериал все это чужое, дремучее. Хватит уже эксплуатировать бедное христианство, и его приевшийся символизм. Ну хотя бы дизайн манихейской культуры изучите, перенимайте стиль для начала. У них было интересное искусство, любопытные образные решения. Ну, впрочем, да ладно…. Сюжет вышел хороший. Смерть и воскресение роботов. А вы на какой стороне в палео-религиологии?

"Покровские вороны". телефильм 1982

100 видеоклипов с киноактерами

Фильм "Джокер-2019 ". "Таксист" от автора «Мальчишника в Вегасе».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц