Здравствуйте, дорогие читатели! Пришло время очередной подборки ужасов для вечернего просмотра. И сегодня она будет как никогда более разнообразной и всеобъемлющей. Каждый фанат хорроров найдет в ней что-то знакомое и любимое.
Нет, я не собираюсь включать в нее несколько десятков картин. Я сделаю гораздо проще - поведаю вам о фильмах-антологиях. Что такое антология? Это когда фильм или сериал состоит из нескольких независимых историй.
По сути - это сборник рассказов. Про подобные сериалы в жанре ужасов я писал вот тут. Теперь же пришел черед фильмов. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем.
З/Л/О. Год - 2012. Страна - США. Слоган - «Оно пробудилось». Режиссеры - Мэттью Беттинелли, Дэвид Брукнер, Тайлер Джиллетт и др. Оценка Кинопоиска - 4.78. Оценка IMDb - 5.8.
Начнем мы, пожалуй, с самого необычного на сегодня сочетания - псевдодокументалка-антология. До этого, про классические (и не очень) псевдодокументалки я писал вот тут и вот тут.
Итак, что же необычного в данной коллаборации жанров? Каких-то космических режиссерских или операторских решений это не требует, как не требует и особых литературных талантов от сценариста. Но в данном случае интересно сочетание само по себе.
Псевдодокументалистика - изначально весьма специфический жанр. Канонически, это должна быть единая, цельная история, максимально приближенная к реализму (не путать с реалистичностью).
Человек или группа людей снимают на видео то, что с ними происходит. Обычно, ничем хорошим это не заканчивается. Не зря же псевдодокументалки называют "найденными пленками", а их главным критерием считается смерть всех действующих лиц.
И как же снять фильм с несколькими независимыми историями в пределах этого направления? Самым очевидным решением было бы просто сделать альманах, без всякой привязки составляющих друг к другу.
Но авторы проекта "З/Л/О" решили идти до конца и объединили несколько страшилок в одну. Ну как объединили, скорее засунули несколько страшилок внутрь одной.
То есть, перед нами псевдодокументалка, в которой персонажи находят другие псевдодокументалки и смотрят их. Таким вот нехитрым образом они демонстрируются зрителю, то есть нам с вами.
Решение интересное, но вот реализация подкачала. Внятное сюжетное обоснование не смогли прикрутить в принципе. Сценарий основной истории превратился в полную несусветную чушь.
Вместо того, чтобы стать достойным стержнем для всего повествования и объединить разрозненные куски в единое целое, он скатился в откровенный бред и стал непригоден даже в качестве халтурной склейки.
Про работу оператора и качество записи я вообще молчу. Я понимаю, что передо мной мокьюментари, но я также прекрасно осознаю, что авторы тупо решили максимально сэкономить, прикрывшись стилистикой жанра.
Каждый кадр будет вызывать у вас желание вырвать себе глаза. И я говорю не о каких-то периодических скачках и размытости. Абсолютно вся картинка записана в качестве VHS.
Плачу, смеюсь и аплодирую чувству юмора авторов стоя, ведь оригинальное название фильма - именно "V/H/S". Но кто же знал, что это буквально.
Решительно ничего нельзя разобрать. Разрешение изображения хуже, чем на старом телефоне, все скачет и прыгает, склейки и монтаж заделаны помехами, периодически просто вставлены разрывы пленки. В общем кромешный мрак.
При всех этих недостатках, делающих фильм откровенным трешем и при том, что его в пух и прах разгромили критики и большинство зрителей, он все же занял свою нишу. Нашлись люди, которым это зрелище зашло. Оно даже имело определенный кассовый успех.
По крайней мере, создателям хватило на съемку аж трех частей этого чуда. И я вас уверяю, абсолютно никакой принципиальной разницы между частями нет. Те же яйца, только в профиль. Такое же качество съемки, такой же общий уровень повествования, такая же игра актеров (спойлер - отвратительная). Разве что истории другие.
Уровень насилия и расчлененки на экране, вроде как, задуман авторами как высокий. Но картинка настолько плоха, что даже апельсиновый сок сошел бы за кровь в кадре. Поэтому какой-то реалистичной кровавости не ждите. Вообще, уровень спецэффектов здесь - хуже среднего уровня псевдодокументалок (а это надо очень сильно постараться).
В общем, из плюсов у нас интересная задумка и полный набор всех возможных сюжетов. Тут вам и призраки, и вампиры, и инопланетяне, и маньяки, и зомби, и вообще все, что вы только можете себе представить. Из минусов - все остальное. Смотреть это или нет, решайте сами, но я бы не советовал.
Час призраков. Год производства - 2012. Страна - Таиланд. Слоган - «Самый страшный ночной час». Режиссеры - Исара Нади, Кирати Накинтанон, Патчанон Тхаммайира и др. оценка Кинопоиска - 4.864. Оценка IMDb - 5.5.
Что же, перед нами экзотический гость прямиком из Таиланда. Я всегда люблю говорить, что хорроры из азиатских стран имеют свой особенный шарм. Восточная атмосфера, антураж, колорит - все это прекрасно идет на пользу фильмам ужасов.
Азиатская культура и фольклор изначально пестрят множеством мрачных образов и суеверий, а уж когда за дело берутся киношники, то градус испуга доходит до необходимой кондиции.
И если в случае со "З/Л/О"-м дуэт жанров не удался, то объединение тайских поверий с форматом антологии сработало просто на ура. В конце концов, что может быть лучше и страшнее, чем несколько коротких, но жутких историй в духе "Звонка" или "Проклятия"?
Я смело ставлю авторам высочайшую оценку за идею, стилистику и выбор формата. Я также не могу не отметить положительно качество съемки (тем более для далеко не голливудского кино) и операторскую работу в целом. Ракурсы и движение камеры почти идеальны.
Но, к сожалению, с этого места начинаются огрехи. Как мне кажется, они связаны скорее с тем, что собраны режиссеры и съемочные команды разных уровней. Из-за этого уровень некоторых сюжетов (и их воплощения) сильно не дотягивает до других и ощущается проседание.
Это в целом портит впечатление, потому что вот ты сидишь и смотришь вполне себе качественный ужастик, а вот ты уже видишь перед собой откровенный треш. Такой контраст отталкивает.
Подытожим. Качественный и атмосферный сборник страшилок, который не смог удержать высокую планку для каждого эпизода, но не теряющий от этого своей общей ценности.
Да, среди леденящих душу историй будут встречаться поделки уровня любительского кино (еще и с колоссальным перебором черного юмора). Да, что-то будет откровенно неуместно и несуразно.
Но, прошу вас, не упускайте алмазы из-за пары угольков и дайте "Часу призраков" шанс. Он вас не разочарует. Кстати, у данного фильма тоже три части, которые на этот раз заслуживают вашего внимания.
Фобия. Год - 2008. Страна - Таиланд. Слоган - «Встреть свои страхи». Режиссеры - Банйонг Писантанакун, Павин Пурикитпани, Йонгйут Тонгконгтун и др. Оценка Кинопоиска - 6.721. Оценка IMDb - 6.7.
Удивительно, но перед нами снова произведение из Таиланда. Ну что тут сказать, если тайцы за что-то берутся, то их уже не остановить.
Сразу отмечу, что "Час призраков" и "Фобия" никак не связаны. Но, на самом деле, добавить мне здесь особо нечего. Только не поймите меня неправильно. Это не клон и не пародия. Это действительно самодостаточный и самостоятельный проект.
Скажу больше. По общему качеству и по уровню страха, на мой скромный вкус, "Фобия" превосходит "Час призраков". Авторы здесь искренне пытались не просаживать планку жути от эпизода к эпизоду. Они изо всех сил старались держать ее одинаково высоко в каждой истории.
Они не стали замешивать посторонние элементы - типа черного юмора или откровенного треша. Ими был выбрал основной курс - серьезный хоррор - и они его придерживались. Все это пошло альманаху на пользу.
Но в конечном счете, перед нами все тот же сборник тайских ужастиков. Да, немного пострашнее, качественнее, продуманнее. Но в общем и целом - стилистика, антураж, атмосфера - те же.
Давайте так. Если вам интересно увидеть что-то подобное, то начните просмотр с "Фобии" (у которой, к слову, две части). Если вам понравится, посмотрите "Час призраков".
Спасибо за внимание!
Ссылка на первую часть.
Ссылка на третью часть.
Ссылка на пятую часть.