Найти тему
POLIGRAF.RED

НАША МАЛЕНЬКАЯ КАРНАВАЛЬНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ

Чтобы выделить главное в текущем моменте, как бы он ни был трагичен и сложен, полезно попробовать описать его одним-двумя словами. Так, то, что происходит сегодня в Беларуси, — это потеря равновесия прежде всего.

Ранее уравновешивались восток с западом, грантоед с идеологом, айтишник с колхозником, красно-зелёный флаг с бел-чырвона-белым. Зверский трудовой кодекс компенсировался довольно пухлым, по постсоветским меркам, соцпакетом. Разрыв в доходах стремились свести до скандинавского минимума. Люди разных ментальностей, споря и не приходя к общему мнению, ощущали себя согражданами, — окружавшая их реальность не разъединяла, но объединяла, иной раз именно своей бестолковостью и желанием ей противостоять.

С переменным успехом это равновесие поддерживалось обществом минимум два десятка лет — что, вообще-то, в данных исторических, географических, политических и прочих условиях представляло собой очень трудную задачу. Но вот держали как-то, получалось. Можно было даже подумать, что мы все здесь очень умные. Оказалось — невероятные.

Поезд прибыл на станцию Дно.

У меня слово не лезло ни из глотки, ни из головы об этом писать, ибо казалось, что и я необязательными эпистолами сделаю свой вклад в нарушение равновесия, расшатывание и без того весьма ненадёжной конструкции. Теперь уж точно можно. Теперь так шатается, что вот-вот грохнется с моими комментариями или без них, — но всё равно говорить об этом не хочется. Хотя нужно, наверное. Оттого и говорю, стараясь всё же быть как можно более отстранённым.

Вторая причина, почему писать об этом невыносимо тошно и скушно — в своё время выдал я уже мириады предупредительных буковок по поводу аналогичной ситуации в Украине. Предупреждения эти на удивление сбылись, и оказались на удивление же бесполезны. Возможно, и здесь не стоит повторяться, и исторически Беларусь обречена напялить на себя, донашивая, такой уже немодный для нашего региона майдан.

У меня есть старый знакомый, большого чувства юмора человек. Мы с ним, как повстречаемся, всегда так и давай покатываться с текущих новостей, высокопоставленных персоналий и инициатив. В этот раз он замечательную вещь сказал: а знаете, всё познаётся в сравнении; мы ещё вспомним это время как самое спокойное и адекватное.

Исток нынешнего политического и ментального коллапса, коллапса, который вполне может стать роковым, — действительно в неадекватности, прежде всего.

Какая из сторон нарушила пресловутое равновесие? Безусловно, обе.

Одни на голубом глазу рассказывают, что у них восемьдесят процентов, другие — что у них вообще девяносто семь.

Одни, не захотев во время кампании работать с народом, отказав ему во всякой субъектности, с усердием и лихостью обработали дубинками хребты несогласных, а потом хотели как ни в чём ни бывало отправить их на работу. Другие добровольно заменили мозги телеграмом из Варшавы и выходят на улицы исключительно против первых, не задумываясь о том, за что они по факту вышли, — и, крича про зверства милицейских карателей, преспокойно закрываются от них собственными младенцами.

Именно между этими сторонами, белорус, однако, тебе и придётся выбирать. Потому что идёт уже гражданская война. Пока ещё карнавальная, и дай бог, чтобы таковой она и осталась — очень много желающих перевести её в некарнавальный формат.

Самое время рвать странную юную державу, впавшую в лихорадку турбулентности, на клочья и купоны алчными, загребущими, охочими на добычу руками, коих в достатке и внутри, и извне. Кусок-то вполне лакомый, стратегически значимый. Значит, конфликт будут только раздувать.

Так вот, в гражданской войне всегда происходит определённая поляризация не сообразно чьим-то политическим предпочтениям, а сообразно случившейся поляризации, которая вовсе не обязана отражать всё многообразие общественных интересов.

Достаточно того, что на сегодня, кажется, реальная картина такова, что последователей и у восьмидесяти-, и у девяностосемипроцентных примерно поровну, а между ними — добрая треть колеблющихся. И что противостояние доведено до очень высокого градуса накала.

Да и вообще в природе среднего человека не гнуть свою линию, а примыкать к какой-либо стороне. То есть либо вы восторгаетесь работой неутомимых пацанов с дубинками, либо тиражируете по сети адреса их домов с усердием товарища Ежова, называя это торжеством демократии.

Есть очевидные вещи: бить людей плохо; переписывать адреса тоже плохо; вместе весело шагать по просторам и невесело садиться в автозак; во всякой революции виновата прежде всего действующая власть — на то в реке щука, чтобы карась не дремал; управлять лучше не капризными директивами, а опираясь на чаяния масс; домашняя хозяйка, читающая, запинаясь, с суфлёра — никакой не народный вождь, а манипулируемый манипулятор; крайне низкий уровень политической культуры надо иметь, чтобы подставлять свой или чужой лоб под щелчки, не отдавая себе ни малейшего отчёта в последствиях.

И т.д., и т.п. Ну и что с того? Скажут, и справедливо: что ж ты констатируешь — предложи, как быть?

Видите ли: я ведь не политтехнологические советы даю сидящим в штабах, а говорю с такими, как сам, рядовыми гражданами, неравнодушными к судьбе страны. Это — дело гораздо более трудное и безнадёжное.

Увы, заработали жернова истории, и у отдельно взятого индивида просматривается вовсе не так много стратегий, как хотелось бы. Вернее, индивидуальные стратегии могут быть разные, да только исход для страны решают стратегии массовые, в которых мы с вами только роль массовки играть и можем. Поэтому реальный вариант — лишь примкнуть.

Верно, что думающий человек до последнего не захочет примыкать ни к «восставшим», которые видятся телятами на поводу у демагогов и мародёров, ни к существующей власти, которая превыше количества примкнувшего народа ставит количество работников силовых служб.

Верно и то, что это прямой путь в отщепенцы. Верно также и то, что думающему человеку быть отщепенцем не привыкать.

Итак, если всё-таки собственное мнение вам по какой-то причине дорого (иметь его всегда невыгодно), позволю дать несколько советов самого общего характера — я сформулировал их ещё месяц назад, когда начиналась вся эта буча, и, пожалуй, они ничуть не устарели.

Когда случаются подобные массовые сцены, отдельно взятому гражданину, вне зависимости от его политических симпатий, лучше:

1) отставить истерику;

2) отключить стадный инстинкт;

3) включить тотальное недоверие-перепроверку любым новостям из любых источников, особенно почитаемых модным коллективом;

4) вытереть сопли негодования и умиления согласно предыдущему пункту;

5) серьёзно и холодно задуматься о том, каковы конкретно интересы его собственные, близких его и вообще классово близких;

6) ещё более серьёзно подумать о том, какой исход в текущем столпотворении может обеспечить эти интересы;

7) сказать себе, не только против чего и кого выступаешь, но и за что и кого;

8) а главное — каковы будут реальные последствия;

9) для того включить мозги, если есть что включать.

А сообразно тому уже и действовать или бездействовать, учитывая ещё и интересы других.

Вообще всё очень просто, ну просто попкой не надо быть в компании попок, которые за, или которые против — здесь попка ключевое слово.

Ну а для того, кто хочет заработать лично себе очки, пользуясь моментом и ничем не брезгуя, всё действительно сложилось крайне благоприятно. Цветочки созрели; ягодки тоже впереди.

Владимир Мироненко для POLIGRAF.RED (Рисунок автора)