Найти тему

" Откуда берутся полные дети? Психологические причины"

Проблема лишнего веса наблюдается во всем мире. Раньше в классе мог быть один или два ребенка с явно выраженным лишним весом, а сейчас я наблюдаю классы, где 30% детей с ожирением, а то и более того.

Откуда все начинается? Начну издалека. Давайте немного проследим за историей нашей страны и культурой питания.

Послевоенное время. Выросшие дети войны, познавшие голод, пытаются дать своим детям то, чего не хватало им самим в детстве. Все нужно есть с хлебом, чтобы наесться. Обед из трех блюд. А как же иначе? В тарелке не должно ничего оставаться. Когда ребенок «плохо» ест, то изобретаются различные способы как его накормить. «Ложечку за маму, ложечку за папу» - это знакомо многим. «Не вставай из-за стола пока все не съешь» - частая фраза, которая передается по наследству следующим поколениям.

Период дефицита. Продукты по талонам. Еда – это праздник. Вспомните, как мы накрываем на стол в праздники. Всеми любимый Новый год. Еды много и она калорийная. Все редкое и изысканное. Стол ломится от яств, которые мы не в силах съесть за один раз и люди едят их 3-4 дня.

Наше время. Дефицита нет. Сейчас мы можем, есть еду любой кухни мира, фрукты в любое время года. Нет необходимости заготавливать еду впрок. Мы к этому стремились. И вот, теперь мы оказались к этому не готовы. Стереотипы поведения передаются в семье из поколения в поколение. Мы до сих пор едим с хлебом все, если ребенок отказался от еды, то он, скорее всего, «заболел», так рассуждают бабушки и мнительные мамы. Идя в гости, мы несем что-то к чаю. А бабушка не приходит к внуку без конфетки или шоколадки. Мы все так же готовим салат «Оливье» тазиками на Новый год и едим его неделю.

Какие выводы мы можем сделать из истории?

Итак, первое, что можно отнести к причинам полноты – это пищевые привычки, установки, пищевые стереотипы поведения, передающиеся нам по наследству от наших прабабушек и бабушек.

Второе, еда – это способ проявления любви. Когда бабушка дает конфету внуку, то она так выражает свою любовь к нему. Не принято было раньше говорить детям, что его любят, обнимать, гладить по голове. Предполагалось, что это и так понятно. Некогда говорить о чувствах, проявлять любовь через общение, присутствие в жизни ребенка. Страну поднимать надо было. Дети в грудном возрасте отправлялись в ясли, матери работали. О каком формировании привязанности может идти речь в таких условиях. Все эти исторические моменты влияли на развитие эмоциональной сферы ребенка.

А теперь опять вернемся в наши дни. Что происходит в жизни ребенка с грудного возраста?

Так как я работаю со школьниками, то у меня особо не было необходимости обращать внимание на период грудного возраста детей. Но все поменялось, когда у меня появился свой маленький ребенок, и стало очень интересно наблюдать за малышами и за той мудростью, которая заложена в них природой.

Природой заложен в ребенке совершенный механизм распознавания потребностей. Ребенок плачем сигнализирует матери о том, что какая-то его потребность неудовлетворенна. Первое время мама учится распознавать желания ребенка. Вскоре у чуткой мамы нет проблем в понимании того, чего хочет ее ребенок. Но если у мамы у самой сбой в понимании своих потребностей, желаний, то вряд ли она распознает потребности своего ребенка. Вот и получается, что мама не понимая, что нужно ребенку пытается его накормить, а ему просто холодно... Он хочет спать или просто ему хочется ощутить маму рядом, а ему в этот момент предлагают что-то другое. Это все говорит о том, что нарушена связь мамы и ребенка. Нарушение пищевого поведения может проявляться в грудном возрасте. Мало кто знает, что нервная анорексия может встречаться даже у грудничков. Причина не в еде так таковой, а в контакте матери с ребенком. Например, мама не разговаривает с ребенком, ухаживает за ним чисто механически, малыш не чувствует ее любви. Такое случается если мама находиться в состоянии послеродовой депрессии или возможно вариант «холодной» матери и еще по ряду причин.

Первое что нужно для мамы решить, когда ребенок родился – это то, как будет проходить кормление ребенка. В идеале – это кормление грудью и по требованию. Кормление грудью дает ребенку ощущение безопасности, это источник удовольствия для малыша. Это очень хорошо, если у мамы есть возможность кормить грудью. Но если ребенок на искусственном вскармливании то, тут уже сложнее. Приходится кормить по часам и давать пустышку. Но при этом не забывать, что важно, чтобы ребенок ощущал телесный контакт с матерью. Нужно чаще брать ребенка на руки, поглаживать, разговаривать. Видеть в малыше личность с рождения. Быть готовым удовлетворить его потребности. На данном этапе ребенок не отделяет себя от матери. Мама и малыш единое целое. Эмоции мамы четко передаются ребенку.

Очень грустно наблюдать, когда почти при каждом плаче ребенка ему дают пустышку. Надо помнить, что ребенок плачет не просто так. И у него может быть много потребностей. Это очень плохо, что ребенок ходит все время с пустышкой. Это то же самое, что он ходил бы с кляпом. Мы взрослые часто игнорируем потребности детей. По большей части нам нужен удобный ребенок, но ребенок то, нам ничего не должен. И мы в угоду себе ломаем его совершенный механизм, кормим по часам, закрываем рот пустышкой, не берем на руки, чтобы не приучать к рукам, и совершаем еще много и много других психологически неправильных действий.

В возрасте приблизительно 1,5 лет мой ребенок стал, есть значительно меньше. И мне стало интересно, что же стало причиной этому. Сначала я подумала, что это связано с переездом в другую квартиру. Потом наблюдая за детьми этого же возраста, узнала от их мам, что их дети тоже стали есть меньше, причем бывают дни, когда едят много, а бывают дни, что вообще почти ничего не едят и это не сказывается на их самочувствии. И тут я прочитала одно известнейшее диетологическое исследование Клары Девис, которое проводилось в 1928 г. Клара 6 лет наблюдала детей в возрасте от 6 до 11 мес. Эти дети являлись постояльцами специального диетологического детского сада. Участниками эксперимента стали дети одиноких матерей, которые не могли прокормить своих детей, и дети матерей-подростков от нежелательных беременностей. Большинство детей страдали рахитом, анемией, дефицитом веса. За каждым ребенком вели пищевой дневник, куда записывали все приемы пищи и каждый кусочек съеденной еды. За 6 лет в дневнике появилось 38 тысяч записей «пищевого дневника». Пища находилась в определенном месте на виду у детей. Вся еда была в виде монопродуктов и абсолютно натуральная. Активно пищу детям никто не предлагал. Дети, умеющие ходить, брали еду сами, а дети, которые не могли еще ходить указывали на ту пищу, которая их заинтересовала и им в ложке давали попробовать еду. Если ребенок не хотел ее есть, то пища сразу убиралась. Среди предложенных продуктов были овощи и фрукты, несколько видов мяса и субпродукты, крупы и цельнозерновые хлопья, молоко и кисломолочные продукты, отдельно соль.

Какие выводы были сделаны в этом эксперименте:

1)Дети употребляют неравномерное количество калорий в день, неделю, месяц. В один день они могут съесть двойную норму калорий, а в другой едва наберут и половину.

2) Каждый ребенок ел по-разному, порой это были совершенно немыслимые сочетания продуктов, которые не укладывались ни в какие нормы диетологии.

3) Дети данного сада не страдали расстройствами пищеварения, что часто бывает в данном возрасте. Практически не болели вирусными заболеваниями. Дошли до возрастной весовой нормы и не превышали ее. По данным регулярных медицинских обследований были выявлены показатели увеличения гемоглобина, нормализацию кальция и фосфора, хорошую кальцификацию костей у детей, страдающих до эксперимента рахитом.

Позже проводились еще ряд экспериментов с детьми, показавших исключительную способность «неиспорченного» нормами питания человеческого организма самостоятельно регулировать уровень и вид потребления пищи. Но, к сожалению, к школьному возрасту от этого чудесного механизма остается совсем немного. Много детей уже в садике страдают лишним весом, а в школьные годы эта проблема начинает набирать обороты.

-2

В психологии выделяется три типа пищевого поведения, неминуемо приводящих к перееданию, и, в конечном итоге, к ожирению, это:

1.Экстернальное пищевое поведение. Процесс питания запускается любыми внешними факторами (Присутствие еды, внешний вид, запах, «еда за компанию»), а не внутренними, т.е. ощущение голода и желанием его удовлетворить.

2. Ограничивающие (диетическое) пищевое поведение. Это недостаточное употребление калорий для имеющегося метаболизма, что в 90% процентов случаев приводит к увеличению веса. Сидение на диетах приводит в первые недели к сбросу веса, а потом килограммы возвращаются в двойне.

3. Эмоциональное пищевое поведение. Процесс питания является компенсаторным: человек ест, чтобы справится с фрустрациями, сильными отрицательными эмоциями.

Первые два типа встречаются чаще у детей, третий встречается, но редко. Бывает, если дети пережили серьезную психологическую травму или были сильно нарушены эмоциональные связи с родителями.

Наиболее частые причины полноты во взрослом возрасте

1. «Броня». Вес – это способ защититься от людей. Под лишним весом скрывается очень ранимый и чувствительный человек.

2. Боязнь сексуальных отношений. Подсознательно благодаря весу человек хочет сделать себя менее привлекательным. Лишний вес может сочетаться с неопрятным внешним видом, мешковатой одеждой. Часто набор веса может быть следствием психологической травмы (домогательство, насилие).

3. Внутренняя пустота. Человек заполняет внутреннюю пустоту. Если его жизнь лишена красок или он пережил травмирующий опыт, то он ест. Часто еда для него синоним любви.

4. Отсутствие границ. Человек не ощущает своих психологических границ так же как границ своего тела. Он склонен все контролировать, нарушает границы других людей. Это трудоголик, весьма толстокожий, все время переделывающий все за своими подчиненными начальник, родитель, который знает поминутно, чем занимается его ребенок днем.

-3

Как не допустить развитие ожирения у ребенка

1. Доверится мудрости детского организма. Никогда не заставлять ребенка есть. Никакого питания по часам, обеспечьте кормление по требованию в детском возрасте. Предоставьте выбор ребенку в питании.

2. Никогда не стоит подменять любовь, заботу, сочувствие едой. Плачет ребенок – пожалей, а не давай конфетку. Не нужно вознаграждать едой. Лучше обнимите, поцелуйте. Скажите, что гордитесь своим ребенком.

3. Не запрещайте вредную еду. Дети через запрет будут стремиться к этой еде. Это доказано экспериментально.

4. Сами соблюдайте здоровые пищевые привычки. Если ваша стройность – это следствие употребления кофе и сигареты, то сложно приучить ребенка есть яблоки. Будьте примером для своих детей.

5. Выражайте свои эмоции. Не живите пресной жизнью. Живем мы каждый день, а вот умираем один раз. Ребенок должен получать впечатления от путешествий, книг, музеев, выставок, походов и т.д.

6. При экстернальном пищевом поведении у ребенка уменьшите выбор еды, и уберите ее с глаз, так он не будет переедать.

7. Никаких диет в доме. Только сбалансированное питание. Важно научится слушать себя, ощущать истинную потребность, голод. Понять, что требует организм.

8. Принимайте своего ребенка в любом весе. Ваши тревоги и фиксирование на проблеме веса только сделают хуже.

Спасибо за внимание!