Найти тему
Музеолог

«Снежинки» на пейзажах английского художника Джона Констебла.

Сегодня, я продолжаю свой рассказ о Джоне Констебле, художнике, который больше всего любил писать пейзажи и который смог поднять жанр пейзажа с «низшего» на высокую ступень живописи.

С детства он полюбил сельскую природу: поля, реку Стур, деревья - все то что его окружало…Сельскую дорогу, ведущую от Ист – Бергхолта к Дедхему, по которой он шел каждый день в школу и из школы, поля, засеянные пшеницей, ручеек, из которого он пил воду – все это художник изобразил на картине «Хлебное поле» (1826г.)

"Автопортрет" Д. Констебл
"Автопортрет" Д. Констебл

Над этой картиной Констебл работал очень увлеченно, с невероятной скоростью, стремился нарисовать правдивую картину. У знакомого ботаника, он даже взял альбом, в котором были перечислены растения, цветущие в июле. Несмотря на то, что художник правдиво передал природу, он все – таки внес несколько традиционных деталей, в надежде продать свою картину. Это стадо овец, идущее по дороге, мальчика – пастушка в красном жилете и собачку, охраняющую стадо…

"Хлебное поле" Констебл Репродукция с открытых источников
"Хлебное поле" Констебл Репродукция с открытых источников

« Я очень надеюсь на то, что мне удастся продать эту картину, - писал он Д. Фишеру - своему другу, и отделываю ее со всей возможной тщательностью».

Но, несмотря на все старания, эта работа при жизни Констебла так и осталась непроданной.

"Цветочный сад Голдинга Констебла" Репродукция с открытых источников
"Цветочный сад Голдинга Констебла" Репродукция с открытых источников

В 1824 и 1828 году художник с женой Марией посещает Брайтон – популярный морской курорт. Здесь его жена лечилась от болезни. Констебла раздражали шумные толпы отдыхающих, он называл местный пляж «приморской Пикадилли», сравнивая его с одной из самых оживленных улиц Лондона. А также считал посещение модных курортов « пустым времяпрепровождением». Констебл писал Д. Фишеру: «Коротко говоря, здесь нет ничего интересного для художника, если не считать волнорезов и постоянно меняющегося неба. Рыбацкие лодки смотрятся весьма живописно, но этот сюжет заезжен пейзажистами уже настолько, что от него, по – моему,теперь больше вреда, чем пользы».

"Пирс в Брайтоне" Констебл. Репродукция с открытых источников
"Пирс в Брайтоне" Констебл. Репродукция с открытых источников

На картине «Пирс в Брайтоне» изображено прекрасное волнующееся море, рыбацкие лодки. Несмотря на штормовой ветер, по пляжу прогуливаются и дышат морским воздухом, отдыхающие. Цепной пирс появился в Брайтоне в 1823 году и был техническим новшеством. Купальные кабинки являются неотъемлемой частью каждого морского курорта. В солнечные и теплые дни их подвозили прямо к краю воды. Слева изображен знаменитый отель Альбион, который считался одной из достопримечательностей Брайтона. Эта картина была показана на выставке Королевской Академии и получила замечательные отзывы. Ее ставили в один ряд с лучшими морскими пейзажами Тернера.

"Заливные луга близ Солсбери" Констебл Репродукция с открытых источников
"Заливные луга близ Солсбери" Констебл Репродукция с открытых источников

У современников Констебла порой недоумение вызывала необычная колористическая техника художника. Тонкими мазками белил, художник любил подчеркивать свет, отражающийся от воды или от ствола дерева. Такие крапинки белил стали называть «снежинками Констебла». И, правда, если присмотреться, то можно увидеть эти мелкие светлые мазки, которые придают необычность и красоту картинам Констебла. Еще художник любил рассыпать капельки красной краски по зеленому фону, стремясь обогатить колорит своей работы. По достоинству новации Констебла оценили немного позже, особенно во Франции и они оказали большое влияние на последующее поколение художников.

"Мельница в Дедхеме" Констебл Репродукция с открытых источников
"Мельница в Дедхеме" Констебл Репродукция с открытых источников

Огромное внимание Констебл уделял мимолетным эффектам освещения и меняющейся атмосферы. В своем предисловии к альбому «Английский пейзаж»(1830г.), художник писал о том, что всегда стремился « запечатлеть влияние на пейзаж света и тени, которые не только создают общую атмосферу картины, но и позволяют точно установить время года и суток, дают возможность запечатлеть мимолетное мгновение». Вот то главное, что переняли у него в будущем новое поколение художников, которых называли импрессионистами.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Всем добра и искусства!