1.
Диплом - личное дело студента
... И покинет общий дом мученик науки. С радостью и слезами на глазах. С надеждой и сомнениями.
К чему же студенту-новичку нужно быть готовым? Очевидно, что школа не вуз. Но в чём это проявляется? Кажется поначалу - вот она долгожданная свобода! Никто не заставляет вовремя сдавать рефераты или регулярно посещать занятия. Маму-папу к декану не зовут по поводу неуспехов их новоиспечённого студента. Лепота! Одним словом, лепота. Но в том-то всё и дело, что обучение в вузе - личное дело студента. Хочешь - учись хоть на повышенную стипендию; не хочешь - отчислят за академическую задолженность. Вот так-то.
Поэтому, важно сразу усвоить - диплом о высшем образовании - личное дело студента, но никак ни декана, ни куратора, ни даже родителей. В вузе отчисляют без проблем и сострадания. Студенты - взрослые люди, способные и долг Родине в армии отдать и товар в супермаркетах по полкам разложить. Итак, придется привыкнуть к тому, что за учёбу отвечает сам студент с самого первого курса. Успех обучения определится способностями, желанием, умением первокурсника приспособиться к новым условиям обучения.
2.
Пришёл учиться - учись
Трудности, которые ожидают студента, приступившего к "прогрызанию" гранита науки , обозначатся очень быстро. Чего только стоят таинственные и чарующие и одновременно пугающие слова: коллоквиум, семинар, курсовик, веркшоп. А ещё есть такое пугающие словосочетание, как контрольная неделя. Конечно, во всём этом захватывающем учебном разнообразии .можно разобраться, научиться ориентироваться и даже учиться.
- Правда, изменится сам режим работы.
- Вместо привычных 45 минут - пары по полтора часа с 5-ти минутным перерывом. На парах - лекции, которые нужно конспектировать, то есть слушать - слышать- понимать - выделять главное - это главное записывать.
- Помимо лекций - семинары. К ним нужно готовиться. Одного учебника мало. Штудировать предстоит литературу, которую предложит преподаватель. И обязательно отвечать! Проявлять активность и заинтересованность. Прогулянные семинары, коллоквиумы, несданные контрольные и лабораторные приведут к осложнениям: до сессии могут не допустить.
- А есть ещё рефераты, эссе и прочая "мелочёвка", отсутствие которой может повлиять на допуск к экзаменам. Следовательно, нужно учиться, учиться и учиться с самого начала занятий. Особенно это актуально, если в вузе действует рейтинговая система. Но не стоит пугаться трудностей. Глаза бояться, а руки делают. И ваш систематический ( возможно. титанический!) труд будет вознаграждён " автоматом" по ряду предметов. А это уже награда и первая маленькая победа!
А их, побед, ох как много нужно одержать... Чего стоит только специальная, беспощадно сыплющаяся из учёных преподавательских уст лексика (только коррелятивные ряды фонем чего стоят!), да и объём сообщаемой информации никак детским не назовёшь. Одна лекция содержит информацию около пяти школьных уроков! Новая лекция - новый объём информации ничуть не меньше и ничуть не проще. И дефицит времени на её освоение и усвоение.
А может ещё не хватать знаний, полученных ранее ( всё не выученное в школе придётся выучить в институте, по-другому никак - базы для новых знаний не будет!).
Да и индивидуальные особенности студентов никто в вузе учитывать не станет. Пришёл учиться - учись.
3.
Мученик науки
Известно, что многие первокурсники испытывают сложности в обучении не из-за слабой учебной подготовки Проблема в том, что у них не сформированы такие черты личности, как самостоятельность, самоконтроль, умение правильно распределять своё время. Многие не знают своих индивидуальных особенностей.
Бывает и так, что уже к середине сентября студента-новобранца посещает хандра, его охватывает депрессия. Он испытывает тоску и нежелание учиться. Такое состояние вполне объяснимо: молодой человек ощущает внутренний дисбаланс из-за резкой смены окружения и привычного уклада жизни.
Как быть? Для начала честно ответить на вопрос: "Для чего я поступил?"Ответ определит последующие действия. Только торопиться не стоит. Возможно, разочарование - явление временное и связано с привыканием к новым условиям обитания. Кругом незнакомые лица, пусть и ровесников, но среди них нет проверенных школьных товарищей, даже старых врагов нет. Незнакомый, непонятный мир, в котором остро ощущается собственная чужеродность. Наверное, в этой ситуации стоит принять простую аксиому: среди этих людей появятся друзья и будущие коллеги.
Может быть, сложно приспособиться к преподавателям? Среди них много требовательных и язвительных людей. Стать объектом их шуток не очень хочется, хотя ничего ужасного в этом нет. Следует старательно учиться и быть проще.
Помните, что бросить вуз легко, но легко не значит поступить правильно.
Может, просто трудно расстаться с детством?! Если возникают фразы, пусть даже и не всегда произнесённые вслух:"не могу", " не хочу", " не буду- не стану", то так оно и есть. Пора взрослеть! Находим нужную волну: "смогу", "нужно", "мой выбор", "я должен". Во всех ситуациях подобные настройки - ключ к успеху.
Если по-прежнему одолевает беспокойство, чувство неудовлетворенности, закрадывается чувство вины, пропадает желание добиваться поставленной цели и хочется, чтобы все проблемы решились сами собой, следует присмотреться к себе и понять, что происходит.
Возможно пригодится девиз: "Начерти прямую линию и следуй ей!"
А ещё необходимо научиться контролировать ситуацию. Для этого подойдут простые и эффективные меры.
- Знакомство со сверстниками и налаживание контактов с ними. Довольно быстро возникнет круг единомышленников.
- Налаживание контактов с преподавателями и кураторами, а также старшекурсниками - носителями полезной и неофициальной информации.
- Участие в мероприятиях как учебных. так и внеурочных.
- Изучение новой среды обитания.
- Определение своей позиции в коллективе без заискиваний и навязчивости.
- Создание оптимального режима. Важно: неумение планировать своё время - одна из наиболее актуальных проблем начинающих студентов.
- Установка информационного фильтра: не тратить всё время, проводимое в Интернете, на соц. сети.
- Определение собственных приоритетов и ценностей.
- И наконец, цели должны быть высокие - мелочиться не стоит.
Эти действия помогут привыкнуть к новому статуса - студента - и осознать все его преимущества и сложности, а самое главное, быстро погрузиться в учебный процесс и получить качественные знания, несмотря на отсутствие контроля со стороны родителей и новые формы организации учебного процесса.
4.
Запомни, студент!
Верьте! Студенческие годы пролетят быстрее школьных. Это самая быстрая и короткая взлётная полоса в жизни. Хорошо бы сделать на этом этапе как можно меньше ошибок! Собранные далее советы дают студенты, успешно миновавшие первый курс и более того закончившие вуз. Они делятся своим накопленным за годы учёбы опытом.
Итак, начнём.
1. На первом курсе не пропускай ничего, особенно первые месяцы учёбы.
2.Будь вежлив с преподавателями, дружи со старостой и избегай соблазнов и дурных компаний.
3."Засветись" перед преподавателем: задавай вопросы, занимай место поближе к нему, задавай вопросы. особенно если не разобрался в предмете. Правильно заданный вопрос уже половина ответа. Почитай труды преподавателя, к которому идёшь на экзамен.
4.Занимайся самообразованием, особенно углубляйся в те предметы, которые нравятся. Уделяй много времени изучению научных статей.
5.Если трудно даётся какой-то предмет и кажется, что ничего не понимаешь, остановись, проанализируй и поймёшь, что какие-то знания есть. Опираясь на них, протяни мостик к новой информации по предмету. И так шаг за шагом разберёшься. Ещё можно обратиться к старшекурсникам. Среди них, возможно, найдётся тот, кто поможет.
6.Не опаздывай на занятия!
7.Самоорганизуйся. Привыкай: проблемы решаешь ты сам.
8.Не заказывай курсовые, рефераты. Делай сам. Так в голове больше уляжется.
9.Приучи себя вести дайджест прочитанного.Подпишись на рассылку нужных тебе образовательных ресурсов.
10. Помни: физкультура - важный предмет, пропуски которого могут привести к недопуску в сессию. И ещё: голодный студент -плохой студент. Он рассеян и не способен к обучению. Не питайся снеками - от них один гастрит.
11. Используй свой шанс на автомат! Учись систематически и целеустремлённо. Помни: вовремя полученный зачёт увеличивает шанс благополучно сдать всю сессию.
12.Работай на зачётку, со временем она будет работать на тебя.
13.Будь проактивен, т.е. действуй, опираясь только на свою силу воли.
14.Находи интересных людей. вообще живи интересно. Участвуй в тех мероприятиях. которые предлагает вуз. Более того будь активен: сам находи интересные проекты, стажировки и другие интересные тебе акции.
15.Помни универ - школа жизни!
16.И напоследок. Будь приятным исключением: учись на чужих ошибках, окажись в стороне от них.
P.S.
Первый год обучения - фундамент профессиональной подготовки будущего специалиста. поэтому так важно выработать оптимальный режим обучения. Важно, чтобы новенький первокурсник испытал чувство удовлетворения от сделанного им выбора и верил. что поставленная им цель может быть достигнута.