5 лет назад, в апреле 2015, вышел 11-й альбом трансконтитнентальной группы Мумий Тролль "Пиратские копии".
Краткий обзор творческого пути этой старейшей советской рок-группы из Владивостока и моя оценка ее нынешнего состояния сделаны здесь.
Для меня этот альбом имеет особое значение в дискографии группы, что будет ясно из описания предыстории и истории его создания, а также личных впечатлений от этого релиза, концертов в его поддержку, и того времени вообще.
После выхода в августе 2013 предыдущего, 10-го альбома "SOS матросу!", (который, к сожалению, я не оценил сразу, и который теперь считаю одним из лучших альбомов группы), распался классический состав Мумий тролля: Илья Лагутенко - Юрий Цалер - Олег Пунгин - Евгений "Сдвиг" Звиденный, существовавший с 1997.
В последний раз группа в этом составе запечатлена в клипе на шедевральную песню "Четвертый троллейбус".
Юрий Цалер покинул группу в начале тура в поддержку альбома, в октябре того же года. И хотя на своем месте он оставил своего же ученика и протеже Артема Крицина, большинство поклонников сошлось во мнении, что новый гитарист уступает уровню и харизме Юрия.
Артем Крицин, музыкант из Магадана, до прихода в группу играл в ряде проектов, в том числе в группе ЮЮЮ.
Перед декабрьским концертом в Москве активно распространялась информация о том, что Мумий тролль прекращают существование.
Российская газета, сайт, 14.11.2013: "Завершилась Уральско-сибирская часть тура "SOS Матросу!", в котором "Мумий Тролль" играл уже с новым гитаристом - Артемом Крициным. А после его завершения Илья Лагутенко сделал заявление, которое можно счесть обещанием о скором распаде "Мумий Тролля".
Как объяснили обозревателю "РГ" в группе "Мумий Тролль", "нового гитариста они знали уже давно". К тому же Артема Крицина привел сам Юрий Цалер, сообщивший коллегам о том, что по причинам "душевного и физического" характера уже не сможет сам продолжать осенний и зимний гастрольный тур группы. Новый гитарист быстро разучил весь репертуар "Мумий Тролля" и будет играть в его составе на гастролях по Украине и финальных концертах, которые пройдут уже в декабре, в московском Stadium Live и Ледовом Дворце Санкт-Петербурга.
Однако, похоже, самого Илью Лагутенко нынешняя форма и творческий потенциал "Мумий Тролля" уже не очень устраивают. Фактически именно об этом он сообщил в заявлении, распространенном официальной пресс-службой "Мумий Тролля":
"После кругосветки (тура на паруснике "Седов" 2012-2013 годов - Прим. автора материала) в группе остались только самые настоящие… моряки! Согласитесь, хорошая идея для проверки коллектива на прочность - выйти в открытый океан. Испытание, увы, прошли не все. После возвращения из плавания Мумий Тролль отправился в гастрольное путешествие, во время него "с корабля на берег" сошел гитарист Юрий Цалер, который по состоянию здоровья не смог больше справляться с туровыми обязательствами…
Концертами в декабре мы заканчиваем 16-летнюю историю гастролей Мумий Тролля, который вы уже так хорошо знаете. Когда тебе исполняется 16 лет, ты заканчиваешь школу, пора получать паспорт и думать о поступлении в вуз. Я уверен, что мое плавание по музыкальным океанам еще не заканчивается. Но уже, видимо, на другом корабле! Да и пора возвращаться в порт приписки!"
На прямой вопрос о том, распадается ли "Мумий Тролль", обозревателю "РГ" в группе впервые ответили: "Без комментариев". И, не опровергнув слух, фактически подтвердили, что 2013-й год для коллектива - последний...
Возможно, Илья Лагутенко предчувствовал распад "Мумий Тролля" еще в 2012 году, представив сразу три своих новых проекта. "Горностай" - электронно-роковый, с элементами хип-хопа, созданный в содружестве со звукорежиссером, а теперь еще и вокалистом Павло Шевчуком (работавшим с Земфирой и "Океаном Ельзи"); "Кета" - электронный и экспериментальный (совместно с электронщиком и мастером ремиксов Андреем Антонцем); и, может быть, самый неожиданный и перспективный, - с одесским синти-поп дуэтом Aeronautica.
В любом случае, Илья Лагутенко музыку не покинет и, похоже, скучать слушателям не даст. И правильно.".
Позже Илья Лагутенко опроверг слухи о распаде группы, и рассказал, что имелось в виду, что из-за изменений в составе в последний раз играется именно программа, посвященная альбому "SOS матросу!".
Так что, после декабрьского концерта в Москве, ознаменовавшего окончание тура, Мумий тролль продолжали заниматься своими делами: проводили фестиваль "V-ROX", готовились к открытию "Мумий тролль бара" в Москве, выступали сольно и на фестивалях, готовили новый альбом.
В январе 2015 вышел клип на песню "С чистого листа".
Когда-то, на рубеже веков, Мумий тролль тронули меня заводным брит-попом, чистым плотным звучанием, экстравагантными романтизированными текстами, харизмой Ильи Лагутенко. Потом группа стала записывать какие-то невнятные альбомы, выступать на закрытых вечеринках и заниматься сомнительными проектами - и ушла для меня на ностальгический план.
И вот, увидев этот клип, я вдруг почувствовал, что я снова слышу тот самый, когда-то зацепивший меня Мумий тролль - чистый и светлый, без мишуры и гламура, одним словом - из разряда "гениальное просто".
У этого клипа, снятого, по утверждению Ильи Игоревича, на обычный телефон, нет никакого сюжета: музыканты группы (Илья Лагутенко, Олег Пунгин, клавишник Алексей Холенко, Андрей Крицин - брат Артема, иногда выходивший вместе в ним на сцену), и дочки Ильи Виви и Летиция, просто беззаботно гуляют по океаническому берегу. Клип подкупает именно своей простотой, прозрачностью, вневременной тихой и светлой радостью.
Так что, я продолжил поиски, чем же занимается нынешний Мумий тролль - и обнаружил не менее интересные песни "Кажется" и "Мошка", на которые были созданы психоделические клипы с графикой от Flakonkishochki.
Особняком стоял атмосферно-психоделический клип "Ноябрь", наглядно убедивший меня, что свой Nick Cave есть и у нас.
Имея такой запас мотивации, не ждать альбома и концерта было уже нельзя, и я дождался их.
Новый альбом "Пиратские копии" вышел 15 апреля, а уже в конце апреля, вслед за Владивостоком, в Москве открылся "Мумий тролль бар".
Презентовали альбом Мумий тролль на двух концертах 25-26 апреля в моем самом любимом московском клубе "Б1" (сменившем уже несколько названий, но сохраняющем свою ауру на прежнем месте). Кстати, сохранившие билеты на оба концерта имели эксклюзивные преференции при официальном открытии бара в сентябре.
Я посетил второе выступление, и это был мой самый длинный путь на концерт.
Понятно, что как только я впервые услышал Мумий тролль в далеком теперь апреле 1999, я загорелся желанием посетить концерт группы. Но, увы - тур в поддержку классических альбомов "Морская " и "Икра" закончился в декабре 1998 концертами на Горбушке. Больше года я жадно высматривал афишу с заветными двумя словами, но в Москву группа вернулась только в ноябре 2000 с дорогим и сидячим концертом в Гостином дворе - и меня на нем не оказалось.
В 2001 для меня наступила эпоха увлечения тяжелой музыкой, да и отзывы о последнем концерте "Ртуть алоэ тура" в апреле 2001 в Олимпийском были не очень (рассказывали, что группа задержалась с выходом на сцену на час, и выступала всего лишь чуть больше часа).
Потом для меня наступила эпоха упадка группы, и я потерял ее из вида (хотя, стоило обратить внимание на альбомы "8", и особенно, "SOS матросу!") - до января 2015...
Сам концерт мне очень понравился: харизматичный Лагутенко, гитарный дуэт братьев Крициных и хорошо сбалансированный сет-лист сделали свое дело. Чувствовалось, что музыканты играют для души, на сцене чувствуют себя уверенно и выступать для них - это радость.
Первая же песня "Ноябрь" задала определенный тон концерту. Ее, "Последний отпускной" и "Мамы дочерей" я слышал только на этом концерте.
Из старых песен очень порадовали "Воспитанник упавшей звезды" (считаю ее одной из лучших песен группы), "Моя певица" и "Карнавала.нет".
Под конец концерта сбылась и моя мечта 15-летней давности - я услышал живьем "Владивосток 2000", плюс, по многочисленным просьбам, были сыграны редкие песни "Ложись подполковник" и "Делай ЮЮ". На бис сыграли также важные для меня песни "Это по любви" и "Медленные танцы".
Очень здорово, что на концерте не было "Медведицы", которая для меня является самой нелюбимой песней группы.
На альбоме "Пиратские копии" представлено 14 треков.
1. С чистого листа
Столь символичный для меня трек размещен на первом месте. По словам Ильи Лагутенко, он немало раздумывал, на какое место поставить эту песню в трек-листе.
Размещение почти акустической песни открывающей сразу настраивает на определенный поисково-экспериментальный лад - каким и вышел весь этот альбом.
2. Медленные танцы
Прямая противоположность первой песне: рекордсмен по длительности звучания, наполненная массой звуков - от гитарных и синтезаторных до скретчевых и компьютерных эффектов, со странным текстом в духе приключенческих фильмов.
"Медленные танцы", возможно, стали самым смелым, и при этом удачным, экспериментом группы.
3. Витамины
По моему мнению, одна из трех слабейших песен альбома.
Пластинка бы только выиграла, если бы этой вещи на ней не было (к тому же, на нее был снят какой-то посредственный клип).
4. Пиратские копии
Заглавный трек альбом изобилует фортепианными партиями и текстом, полным грустной самоиронии:
"...Вот и мои пиратские копии
Недолговечные, бесчеловечные
Совсем не оригинальные
Пиратские копии
Ни радости и ни страдания..."
Для меня эти слова - исповедь рок-ветерана, обращенная и к публике, и к критике: "Как бы мы ни старались, все вы скажете: ну, мт и мт, ничего необычного. Ох уж эта публика - падка на хиты, раскрученные имена, а для кого это позади - обречен писать только для своих..."
5. Кажется
Одна из сильнейших песен не только альбома, но и всего творчества группы.
Она была готова еще в период "SOS матросу!", и в ней звучит гитара Юрия Цалера (что сразу заметно), но по каким-то причинам Илья Лагутенко включил ее только в следующий альбом.
6. Молния
Одна из самых проникновенных баллад группы, продолжающая традиции песен вроде "Всецело всем", "Сны", "В этом свете".
Очень жаль, что ее так и не стали исполнять на концертах.
7. Золотое сердце
Одна из самых нехарактерных песен для творчества группы - с цыганскими распевками и странным танцевальным мотивом.
Возможно, что это песня с потайным смыслом, который мне разгадать пока не удалось.
8. Последний отпускной
Прекрасный заводной номер, сразу же напоминающий о new wave корнях коллектива, отличный повод любителям "того самого, владивостокского" Мумий тролля добавить еще один трек в свой плей-лист.
9. Куклы
Еще одна тонкая баллада, но на этот раз с подростковым, болезненным оттенком и минималистичной атмосферой.
Вопреки устоявшемуся мнению, что "когда дядькам за 50, петь про люблю-хочу им не идет", мне нравится, когда взрослые мужи могут по-прежнему создавать трогательные романтические произведения, возвращаясь с некоторой тихой грустью в нежный возраст.
На песню был создан еще один анимированный клип - от тех же создателей, от которых нам достались "Кажется" и "Мошка".
Очень жаль, что эта песня, несмотря на многочисленные просьбы поклонников, выраженные в соцсетях, так и не получила концертного воплощения.
10. Мошка
Отличная песня, стилистически и художественно продолжающая "Кажется".
11. Где вы, девочки
Легковесная танцевальная песня, напоминающая о временах то ли "Шаморы", то ли "Меамуров".
На песню был создан лирик-клип с приятной теплой вечерне-морской атмосферой.
12. Кто будет спасать рок-н-ролл
13. Шторм
Вторая и третья из слабейших и ничем не примечательных, на мой взгляд, песен альбома, которые включать в него не стоило.
14. Ноябрь
Прекрасное завершение пластинки и одна из лучших песен альбома, и группы вообще.
Где-то я прочитал, что за основу текста было взято поздравление, написанное Илье Игоревичем своей бабушке еще в подростковом возрасте. Если это так, то уже в юности это был стоящий поэт.
Альбом вышел на двух дисках - на втором представлены композиции исполнителей, которые Илья Лагутенко открыл в процессе кастинга для фестиваля "V-ROX". Лично я ни разу не смог дослушать его до конца, поскольку материал подобран скучный и невыразительный - впрочем, может быть я что-то не понимаю в "современной музыке"...
Таким образом, этот альбом оставляет довольно сложное, словно интригующее впечатление. Он словно олицетворяет некий переходный период в группе - уже без Цалера, но еще со Сдвигом. Соответственно, он весь наполнен поиском нового звучания, атмосферы, настроения, смыслов, экспериментами, недосказанностью. Песни достаточно разновекторны, но при этом соседствуют друг с другом, а от альбома остается более или менее целостное впечатление некого среза времени, он определенно слушается с интересом. Больше всего впечатляют именно разное звучание песен, смена настроений, масса находок. На альбоме гитары очень мало, но пока что это не оставляет гнетущего впечатления - благодаря интересным клавишным партиям, массе аранжировочных находок, смелым и удачным экспериментам, фирменной "путанной" поэзии Лагутенко. Кстати, в ряде песен имеются интересные басовые партии Сдвига (например, "С чистого листа " и "Ноябрь"). Очень приятное впечатление оставляет также и большинство клипов.
Публика и критика в целом приняли альбом благосклонно.
Одна из рецензий, vk: "...Современный отечественный рок с помощью альбома «Пиратские копии» помолодел, причесался, помылся, а главное он готов экспериментировать и не боится выйти за пресловутые ограниченные рамки, которые сами слушатели и создали.
Современный русский рок - это симбиоз электроники и гитар, Востока и Запада, этот рок наконец вышел из подвалов, нежится на пляжах и ходит на клубные вечеринки, на его iPhone много нью вейва 80-х и различных музыкальных новинок со всего света.
Кажется, новую работу группы Мумий Тролль можно без преувеличения назвать самым роковым альбомом в стране за последнии годы.
Для многих слушателей предыдущий альбом коллектива под названием «SOS Матросу» так и остался непонятым, теперь стало ясно, что это был лишь пробный первый шаг для настоящего рывка под названием «Пиратские копии». Вкрадчивый электро-романс, авант-диско, синтетический драйв, витиеватые психоделические конструкции - всё выстраивается в логическую картину до мелочей продуманного альбома. Собственно, как и на знаменитой пластинке группы Pink Floyd, песни как кирпичи выстраиваются во впечатляющую звуковую могучую стену.
Альбом «Пиратские копии» наполнен беспокойным креативным духом, но в то же время остается в общем русле мейнстрима - Илья Лагутенко смог найти эту золотую середину, вывести эту заветную формулу между экспериментальностью и популярностью. Маэстро смог удовлетворить музыкальные запросы поклонников, которые ждут от группы новых интересных ходов, так и фанатов, которые ностальгируют по классическим работам группы.
Альбом можно считать итоговым завершением всех творческих проектов, наработок и музыкальных задумок Ильи Лагутенко за последние годы. Идея музыкального братства и сообщества, которая была поднята на сайд-проекте Ильи Лагутенко под названием Горностай, обрела итоговый смысл на альбоме «Пиратские копии»: над песней «Последний отпускной» поработал электронщик KIDZ, над треком «Где вы, девочки» поработала английская группа The Ghosts, над треком «Шторм» корпел Nocow, а над «Кто будет спасать рок-н-ролл» - коллектив из Перми Mars Need Lovers. Стоит отметить, что Саша DZA стал наравне с Ильёй Лагутенко автором музыки к четырём песням на альбоме, а новый гитарист группы, Артём Крицин, поучаствовал в восьми песнях на пластинке. Хоть и гитар очень мало в «Пиратских копиях», но они правильно расставляют «знаки препинания» и музыкальные акценты в общей электронной концепции новой работы.".
Отдельного упоминания заслуживает обложка альбома. Сразу бросается сходство в оформлении с культовой "Морской": тоже лого в рамочке наверху, однотонный фон, изображение, заключенное в круг.
Вот что также написано об обложке альбома на официальном сайте группы: "Китай - самый известный производитель подделок на товары всех сфер деятельности.
Недавно в этой стране появился еще один бизнес, ныне очень процветающий - копирование предметов искусства. Недалеко от Гуанджоу находится деревня художников Дафэн. Единственным занятием большинства жителей этой деревни является массовое производство копий известных произведений Искусства и последующая продажа их в магазины, рестораны, отели, галереи по всему миру. В деревне живет более 5000 художников, работающих в 600 мастерских, которые производят более 5 миллионов картин в год. На сегодняшний день около 60% всех поддельных картин мира производится в Дафэне.
Обложка альбома «Пиратские копии» была изготовлена в деревне Дафэн неизвестным мастером по эскизу Ильи Лагутенко во время Азиатского Тура группы Мумий Тролль.".
В августе я впервые добрался и до "Мумий тролля бара". Было очень приятно обнаружить, что это не просто ресторан, открытый группой в доходном месте для пополнения своего бюджета, но стильно оформленный бар с отсылками к портовой эстетике Владивостока, и творчеству группы в виде многочисленных цитат из песен прямо на стенах, виниловых пластинок, постоянно играющей музыки, в том числе самой группы разных периодов. Разумеется, ресторан специализировался на тихоокеанской кухне, что я с удовольствием и оценил. К тому же, он был предназначен для проведения концертов.
Официальное открытие "Мумий тролля бара" состоялось в сентябре, и по этому случаю группа сама выступила в своем же ресторане.
Для закрепления достигнутого результата дальше мой путь лежал на второй для меня концерт группы, в Минск. Билет был заказан по почте еще в июле, в Минск я приехал ночным поездом и прекрасно погулял по городу, навещая ностальгические для меня места.
До Дворца спорта, где до этого я видел в 2011 великолепный концерт Deep Purple, я дошел пешком от вокзала, в плеере постоянно слушая концертный вариант "Моей певицы". Видимо, к минорному настроению предрасполагала мрачная ноябрьская погода, и печальное зрелище принесенных к французскому посольству цветов (за 2 дня до этого в Париже был совершен крупный теракт).
Уютный Дворец спорта на Немиге встретил меня своим роскошным, уже знакомым мне баром, и каким-то невероятно длинным разогревом (выступали несколько групп), так что к моменту выхода Мумий тролля я успел перепробовать половину барной продукции (было просто здорово, что в баре поставили видео с сильнейшим "Отчетным концертом" МТ 2010).
Концерт завершал гастроли, и было заметно, что группа уже успела устать. По сравнению с Москвой, Мумий тролль выступали меньше, зато только в Минске я услышал "Мошку" и "Золотое сердце" (которая была посвящена наступающему дню рождения бессменному с 1997 ударнику группу Олегу "Пунге" Пунгину), и второй и последний раз "Медленные танцы".
Но главной особенностью минского концерта стало то, что именно на нем басист Сдвиг вышел на сцену с группой в последний раз. Официально о его уходе не сообщалось, сам Евгений тоже никаких заявлений не делал, и только в феврале наступившего 2016 на страничке группы Вконтакте активно обсуждалась эта грустная новость.
В отличие от Юрия Цалера, пришедшего в группу летом 1997, Сдвиг работал с Лагутенко еще при записи второго магнитоальбома "Делай ЮЮ" в 1990, так что, по историческому масштабу, это была еще более значимая потеря для группы, чем уход Юрия.
Так, к началу 2016, за каких-то 2 года, от классического состава группы осталась половина: Илья Лагутенко и Олег Пунгин...
Весной 2016 Мумий тролль отправились в небольшой тур по Золотому кольцу - без заезда в Москву. Сначала я думал съездить в Ярославль - по причине огромной любви к этому городу, но потом изменил свое решение на Владимир (концерт 19 апреля), и по ряду причин. В Ярославле группа выступала в каком-то сидячем баре, а вот во Владимире - в Арт-Дворце, который давно стал конвейером концертов хороших исполнителей, и который многие хвалили. К тому же, во Владимире до этого я был только раз - за 9 лет до этого, так что это был хороший повод вернуться. Наконец, это был первый концерт тура, и появилась возможность сразу узнать и репертуар, и окончательно снять вопрос: кто же будет играть на басу?
Учитывая, что на тот момент электронные билеты на концерт не продавались, пришлось принять трудное, но единственно возможное решение, и, пожертвовав выходным, съездить за билетом, заодно подыскав себе хостел на ночь после концерта. В марте, в результате такой специальной поездки, билет был куплен.
Если за билетом я ездил на обычной электричке, со всем сопутствующим колоритом, то на концерт поехал на "Ласточке".
Почему-то сопровождающими меня в голове песнями были "Колыма" и "Далеко"...
Мумий тролль выступали безо всякого разогрева, вышли почти во время, и, отыграв предсказуемые "С чистого листа" и "Пиратские копии" (больше песен в этом сете с нового альбома не было), продолжили ударной "Вдруг ушли поезда", которую я так страстно мечтал услышать, наверное, второй после "Владивосток 2000". Также на этом концерте я впервые услышал "Забавы", единственный раз "Федорино горе" (я впервые услышал песню с "SOS матросу!").
Но главный сюрприз концерта ждал зрителей под конец. Если за год до этого были воскрешены две редкие песни с "Делай ЮЮ", то на этот раз МТ вернулись вообще во времена первого магнитоальбома, сыграв "Кассетный мальчик", "Алло, попс", и так любимую многими, в том числе и мной, "Новая Луна апреля".
Самое удивительно было то, что "Луну" сыграли не в каноническом, наиболее известном по "Морской", варианте, а в самом первом, владивостокском, запечатленном в клипе в конце 80-х.
Что же касается басиста, то он был новый. То, что Павел Вовк, музыкант из Санкт-Петербурга, заменил Сдвига окончательно, станет известно позже, а в тот вечер Илья Игоревич по каким-то причинам музыкантов вообще не представил.
Вообще, я не поклонник ни ритм-секции, ни клавишных или прочих инструментов - в рок-музыке меня прежде всего привлекает звучание гитары. Но я должен признаться: игра Павла в тот вечер меня буквально пригвоздила к креслу с первых минут концерта.
Благодаря всем этим обстоятельствам, концерт во Владимире стал не только лучшим из виденных мной концертов МТ, но и одним из лучших концертов вообще. Не в последнюю очередь - благодаря прекрасному Владимиру и гостеприимному хостелу "Белый тополь".
Уже в августе 2016, на март 2017 были анонсированы юбилейные концерты, приуроченный к 20-летию альбома "Морская". Я решил идти на оба концерта, и билеты были куплены прямо в кассах так любимого мной "Крокус сити холла".
Эти концерты удались и были действительно событием. Удалось не только целиком услышать "Морскую", но и песни с "Икры", "Амбы" и "SOS матросу!", которые я еще не слышал: "Алмазами", "Бермуды", "Брат три". На втором концерте на меня гипнотический эффект произвела песня "Хищник". Жаль только, сет-листы обоих концертов не отличались друг от друга, из раннего МТ игралась только "Воспитанник упавшей звезды" и уже слышанная "Инопланетный гость", с "Пиратских копий" игралась только "С чистого листа", а на сцену не пригласили ни Цалера, ни Сдвига...
Уже на этих концертах прозвучала новая песня "Не помню зачем", которая позже обрела клип. И песню, и клип я считаю последним на сегодняшний день шедевром от Мумий тролля.
Позже появились клипы на еще две новые песни - "Ой" и "Отв. за романтику". Обе песни мне очень понравились, а вот клип - только на первую из них.
В декабре 2017 я увидел свой последний хороший концерт МТ. Он прошел в московском клубе "Stadium" и состоялся по многочисленным просьбам не увидевших мартовские шоу, на которых имел место sold out.
Билет был куплен еще в июне, он пережил со мной критический период, связанный с трудоустройством, и, наконец, дождался своего часа. Кроме яркой игры Павла Вовка и слабой игры Артема Крицина, для меня концерт запомнился ярким исполнением "Отв. за романтику", и двумя воскрешенными песнями с "Икры" - "Доля риска" и "Ранетка" (услышать последнюю было еще одной подростковой мечтой).
Судя по трем понравившимся мне синглам с нового альбома, создалось обманчивое впечатление, что новый альбом будет чем-то особенным.
Увы, это оказалось не так - вышедший в феврале 2018 12-й альбом Мумий тролля "Восток x Северо-Запад" оказался бледной и невзрачной тенью предыдущей пластинки. Кроме трех уже упоминавшихся песен, некоторого внимания может заслуживать лишь "Милота".
Лично у меня создалось впечатление, что на этом альбоме группа в целом не испытывала творческого вдохновения, и не смогла преодолеть центробежную тенденцию, которую создал уход Юрия Цалера и Сдвига...
Последующие события, кратко описанные в статье "Мумий тролль: Кораблекрушение" (ссылка в начале статьи), только подтвердили мои печальные выводы.
Так закончилась эпоха "Пиратских копий", последнего интересного мне альбома Мумий тролля.