Эксперт журнала «Автотранспорт» — Сергей Багунц, автомеханик из Черногории, написал мне свои мысли о проблеме морализации искусственного интеллекта:
Попытайтесь вспомнить времена, когда вы учились ходить. Большинству из нас трудно вернуть такие воспоминания, но мы все многократно падали на пол в процессе обучения. Падали, поднимались и снова шли вперед. То же самое можно сказать и о функции автопилота Tesla – невозможно научиться самостоятельности без ошибок.
Прежде чем вы укажете пальцем на Tesla и скажете: «Автомобиль – убийца!», хочу напомнить о предупреждении потребителей автопроизводителем, что водитель должен все время держать руки на руле.
На сайте Tesla недвусмысленно указано: «В то время как до настоящих беспилотных автомобилей еще несколько лет, автопилот “Теслы” функционирует подобно системам, которые используются в авиации. То есть водитель, по-прежнему несет ответственность за автомобиль и, в конечном счете, контролирует его. Более того, у вас всегда есть интуитивный доступ к информации, которую ваш автомобиль использует для информирования своих действий».
Аналитики предсказывают, что потребуется около десяти лет, чтобы технологии, законодательство и общественное мнение были полностью подготовлены к самостоятельному вождению автомобилей. Поскольку сейчас речь идет о функции, которая все еще находится в зачаточном состоянии.
И пока малыши заняты тем, что учатся ходить, взрослым нужно понять, что автопилоты «Теслы» выходят из строя не так часто, в сравнении с сотнями ежедневных аварии из-за невежественных водителей.
Мастер, в своем комментарии, отчасти реабилитировал создателей искусственного интеллекта (ИИ) для робомобилей. Тем не менее, вопросы остаются. И обсуждая эту тему с коллегами, я пришел к выводу, что оптимальным показателем надежности автономного автомобиля являются три параметра:
- Более низкий процент происшествий по сравнению с техникой с традиционным управлением. При этом нужно учитывать случаи, когда виновата и вторая сторона дорожного инцидента. Рассмотрим такую ситуацию: произошло столкновение грузового автомобиля и автобуса с автоматическим управлением. В данной аварии был виноват водитель грузовика, который врезался в автобус при движении задним ходом. Но можно предположить, что если бы автобус управлялся обычным водителем, тот наверняка бы подал звуковой сигнал, что могло не допустить аварию. Хотелось бы, чтобы автомобили с автономным управлением более тесно взаимодействовали с остальными участниками дорожного движения.
- Исключений нелепых ситуаций с участием автономных автомобилей. Например, когда из-за работы «глушилки» GPS-сигнала, робокар отправился искупаться в реке.
- Крайне важным моментом является толерантность ИИ к пешеходам и их ошибкам. Понятно, что многие не соблюдают ПДД, но нужно не только избегать столкновений с пешеходами, но и предотвращать возможный ущерб. Тем более что беспилотный автомобиль более точно и постоянно производит оценку пространства вокруг себя.
Своё мнение вы можете высказать в комментариях. Подписывайтесь на канал «Седьмая буква» - будет еще интереснее.