Найти тему
Кинооператор рассказывает

27. Неправда! Снимок "11861" из альбома "Аполлон-15" сделан на 4 минуты раньше снимка с флагом.

Неправда! Снимок "11861" из альбома "Аполлон-15" сделан на 4 минуты раньше снимка с флагом. Так написал мне один из читателей, Домрачев Леонид, когда про 8 последовательных снимков из миссии "Аполлон-15" я написал, что крайние снимки в этом ряду, в отличие от центральных, сняты в другом месте и совсем в другое время.

В статье "Самая известная фотография из миссии "Аполлон-15" снята в павильоне методом фронтпроекции", я сообщил, что 4 центральных снимка - астронавт около флага - это комбинированные кадры с применением фронтпроекции (лунная гора на фоне - изображение со слайд-проектора), и они сняты с одного места и в одно время. А вот кадры слева и справа, сняты в другом месте и совсем в другое время. Вот это и возмутило читателя. Приведу эти кадры: 4 в середине с горой на фоне и по 2 кадра "до" и "после" этих снимков.

Восемь последовательных снимков из альбома №88 миссии "Аполлон-15".
Восемь последовательных снимков из альбома №88 миссии "Аполлон-15".

Он написал, что с момента съёмки первого кадра, который значится под номером 11861 (полностью его номер по каталогу: as15-88-11861), до момента съёмки астронавта у флага (номер по каталогу 11863) прошло всего 4 минуты. По-видимому, мой критик, Домрачев Леонид, внимательно прочёл отчёты НАСА (Apollo Lunar Surface Journal), где как в Библии, все строчки сейчас уже пронумерованы, все кадры расписаны по минутам, посчитал, что я ошибся, и что меня надо поправить. Конечно, я знаком с отчётами НАСА. Это - фантастический роман про шесть высадок на Луну, он никакого отношения к реальности не имеет. Это что-то из области ненаучной фантастики. Отчёты НАСА - это комментарии к голливудскому кино на космическую тему с претензией на некую правдоподобность. Достоверных сведений там очень мало. Так, в этих отчётах первая высадка на Луну датируется 1969 годом, а я знаю точно, что кадры так называемой "высадки" и первые шаги по "Луне" снимались на киностудии за 2 года до этой даты, в начале 1967 года. И только после того, как материал был отснят, смонтирован и озвучен, была назначена на июль 1969 года премьера фильма под названием "Полёт "Аполлона-11"".

Глядя на ряд последовательных кадров в миссии "Аполлон-15", я понимаю, что их невозможно снять с таким маленьким интервалом, в 4 минуты. На самом деле между этими кадрами (11861 и 11863) прошло очень много времени, может быть, день, два или даже месяц. Почему я так считаю? Да потому что четыре центральных кадра - это комбинированные кадры, а крайние кадры - это "прямая" съёмка без применения спецэффектов. Комбинированные кадры требуют особого подхода и занимают очень много времени, поэтому их могут готовить месяц или два.

Чтобы вам была понятнее моя мысль, разберу небольшой фрагмент из фильма Чарли Чаплина "Золотая лихорадка" (1925 год).

Домик, в котором остановились Маленький Бродяга (Чарли Чаплин) и Большой Джим, ночью, во время снежной метели, снесло на край обрыва. Утром Чарли Чаплин пытается открыть дверь, но она примёрзла. Маленький Бродяга с разбега толкает дверь и вылетает наружу, повиснув на дверной ручке над пропастью. Увидев, что под ним пропасть, Маленький Бродяга забрасывает ноги назад в дом и втягивается вовнутрь.

Чарли Чаплин в фильме "Золотая лихорадка".
Чарли Чаплин в фильме "Золотая лихорадка".

Этот опасный трюк с зависанием над пропастью выполнила кукла. А чтобы кукла могла поднять ноги и забраться назад, к ногам были привязаны ниточки, за которые куклу втягивали в игрушечный домик.

Этот же фрагмент вы можете посмотреть с музыкой:  Фрагмент из фильма "Золотая лихорадка"

В этом эпизоде мы видим прямую съёмку (внутри дома) и комбинированные кадры (снаружи). Снять такой трюк в реальности - повиснуть зимой на дверной ручке над пропастью - опасно и технически сложно. Поэтому на помощь приходят комбинированные кадры: вместо реального дома используется маленький макет, а Чарли Чаплина на дальнем плане заменяют куклой.

А теперь представьте, что я стану утверждать, что между съёмками этих двух планов прошло меньше 1 минуты, всего несколько секунд. Поверите ли вы мне? И для большей убедительности проставлю это время в нижнем углу кадра. В 9 утра они проснулись, и в 9 часов 32 мин Маленький Бродяга решил открыть дверь.

Два соседних плана в эпизоде.
Два соседних плана в эпизоде.

Даже не разбираясь в технологических особенностях кинопроизводства, вы понимаете, что съёмка этих двух планов никак не связана друг с другом во времени. Они просто в монтаже стоят рядом. И не факт, что сначала снимался кадр внутри домика, а потом - снаружи. В кинопроизводстве могло быть и наоборот. Но однозначно понятно, что дальний план (весь домик целиком на краю пропасти) снят совсем другим способом, нежели кадры с более близкого расстояния (внутри дома).

Так и в случае с кадрами из миссии "Аполлон-15". Крайние кадры (детали ровера и следы на песке с близкого расстояния) сняты одним способом, а четыре центральных кадра (астронавт у флага на фоне горы) - другим способом. И мы даже знаем каким комбинированным способом сняты эти 4 кадра - методом фронтпроекции. Для фронтпроекции (как мы уже писали в предыдущей статье) требуется, чтобы съёмочная камера, слайд-проектор и полупрозрачное зеркало были жёстко зафиксированы друг относительно друга, и для этого они находятся на одной платформе.

Установка для фронтпроекции. На левом симке хорошо виден слайд-проектор, на правом снимке лучше видна кинокамера. По середине в раме - полупрозрачное зеркало.
Установка для фронтпроекции. На левом симке хорошо виден слайд-проектор, на правом снимке лучше видна кинокамера. По середине в раме - полупрозрачное зеркало.

Когда мы слышим слово "проектор", то обычно представляем какой-нибудь офисный видеопроектор, который во время презентаций проецирует изображение на экран шириной 3-4 метра. Но для фронтпроекции, где применяется экран шириной 12 х 33,5 метра требуется совсем другой проектор, во много раз больше по размеру. В качестве источника света там используется электрическая дуга, горящая между двумя углями (такую дугу вы видели во время сварки металла). Для горящего угля требуется охлаждение (чтобы не расплавился проецируемый слайд), поэтому к проектору подходят трубы с нагнетателем холодного воздуха. И каждые 50-60 минут сгоревшие угли надо менять. Вот такой непростой проектор. Вместе со съёмочной камерой вес этой установки оказывается около тонны. То, что вы видите на вышеприведённом снимке (хитрая конструкция с рамами) и есть "лунный Хассельблад" - вот такой хитрый "фотоаппарат" использовался для съёмки на так называемой Луне. С такой установкой не походишь, как с фотоаппаратом, по "лунному" павильону.

Эта платформа была на колёсиках, но ездить по павильону она практически не могла. Если бы эта съёмочная установка приблизилась бы к астронавту, то изменилось бы расстояние от проектора до киноэкрана, и на фоне из-за изменения расстояния уменьшилась бы проецируемая гора. Понятно, что такого не должно произойти - дальняя гора на фоне должна оставаться одного и того же размера, ведь до этой горы, согласно легенде НАСА, где-то около 9 км.

Таким образом, съёмочная установка практически обездвижена, максимум, что может сделать оператор, не нарушая соосности камеры и проектора - слегка спанорамировать влево-вправо примерно на 1/3 ширины кадра, чуть-чуть наклонить камеру вверх-вниз или слегка вдоль оси объектива повернуть камеру по- или против часовой стрелки, чтобы наклонить линию горизонта.

Вот это мы и видим в миссии "Аполлон-15" - четыре кадра с горой, совершенно однотипных, которые стоят изолированно от других кадров. Фронтпроекция - дорогое удовольствие, громоздкое и малоподвижное. И очень затратное и капризное (то слайд от тепла покоробится, то теплофильтр лопнет, то цветность излучения изменится, то угли нужно менять). Поэтому фронтпроекцией старались снимать только ключевые общие планы.

А всё остальное (тени на песке, следы ног, части ровера и т.п.) снимали другой камерой, установленной на операторском кране. Вот поэтому я и говорю, что крайние кадры (до и после серии снимков с флагом) сняты совсем в другое время и, вероятнее всего, даже другой камерой. И только потом в монтаже эти кадры ставились рядом (об этом будет отдельная статья).

На съёмку одного кадра уходило (в среднем) не менее часа. Реальный человек не смог бы столько времени стоять неподвижно, поэтому в кадре вместо живых людей стояли манекены, вес которых, как мы уже писали, был около 28-30 кг. (См.статью "Как изобразить на фотографии, что астронавт на Луне мало весит?")

Рассмотрим повнимательнее теперь другие общие планы с флагом из этой же миссии, о которых (как мне написали в комментариях) я "деликатно умолчал". Вот 12 кадров, снятых в другое время, среди которых мы видим астронавта с флагом на фоне горы: "Аполлон-15", альбом №92.

"Аполлон-15", альбом №92, кадры as15-92-12441...12452.
"Аполлон-15", альбом №92, кадры as15-92-12441...12452.

Эти чёрно-белые кадры с флагом - просто братья близнецы цветным кадрам, сняты той же самой установкой для фронтпроекции с того же самого расстояния. Совершенно идентично висит левая рука с оттопыренным большим пальцем и одинаково поднята правая, хотя сняты они, по легенде НАСА, с интервалом в несколько часов. Левый снимок (альбом №88) снят в 163ч 59 мин (время отсчитывается с момента старта ракеты-носителя), а правый снимок (альбом №92) - за 15 часов до него, в 148ч 55мин. И вот за целый день (по земным меркам) манекен практически не сдвинулся с места.

Цветная фотография из альбома №88 и чёрно-белая из альбома №92 похожи друг на друга, хотя по отчётам НАСА сделаны с разницей в 15 часов.
Цветная фотография из альбома №88 и чёрно-белая из альбома №92 похожи друг на друга, хотя по отчётам НАСА сделаны с разницей в 15 часов.

В чёрно-белом альбоме мы видим опять серию однотипных кадров из восьми снимков, мало отличающихся друг от друга. Опять мы видим застывший манекен, которому в одном кадре для приличия слегка изменили положение одной руки, а в другом кадре слегка двинули другую руку. Что же касается направления "солнечного" света - то он по-прежнему задне-боковой, что в один день, что в другой.

Мне, конечно, напишут в комментариях, что крупность астронавта в одном из кадров немного отличается, что это якобы означает, что фотограф подошёл поближе. А я не соглашусь и в ответ напишу статью "Восемь снимков у американского флага, или Нападение людей-грибов".

Что же касается кадров, предшествующих этой серии (имеется в виду чёрно-белая серия "астронавт у флага на фоне горы"), и кадров после этой серии, то они, эти кадры, практически никак не связаны между собой - ни во времени, ни в пространстве. С одной стороны - тени на песке, с другой стороны - вид Луны в телескоп. Это просто другой способ съёмки. В середине были комбинированные кадры, снятые фронтпроекцией, а до и после - "прямая" съёмка без спецэффектов. А потом в монтаже, эти фотографии были просто поставлены рядом.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов

-7

До новых встреч!