- Ну, бабулечка-красотулечка, расскажи!- пристала я в очередной раз к бабушке. - Ты же обещала рассказать про коллективизацию в вашей деревне!
Бабуля попыталась отвертеться от выполнения необдуманного обещания, да не тут-то было: я была довольно взрослая, мне было уже пятнадцать. Прошло то время, когда можно было показать мне какой-нибудь нехитрый фокус, сплетя куклу из травинок, и отвлечь от назойливых вопросов. Бабушке пришлось рассказывать.
- Слушай, милая, хоть и тяжело мне всё это вспоминать. Когда коллективизацию объявили, у нас с твоим дедом было справное хозяйство: две лошади, две коровы, овцы и всякой живности полный двор.
- Собрали всех жителей и велели сначала построить фермы и конюшню. Мужики трудились несколько месяцев. Пытались саботировать, конечно, но не прокатило… Построили сначала овчарню. Мы туда всех овец собрали, у кого сколько было. Само собой, многие барашки до этого не дожили: их резали, чтобы не досталось колхозу. А дед-то твой активистом был. Не разрешил ничего себе оставить. Очень я на него злилась тогда! Но он, видишь ли, принципиальный такой: мол, надо показывать пример. Осип Тимофеич как не вступил в колхоз, всю жизнь единоличником прожил! Мы бы тоже так могли, если б не этот большевик, черт бы его побрал!- Бабушка и правда очень сердилась на деда за его коммунистические взгляды. Я это многократно уже слышала.
- Овец мне было не жалко. Отвела. Мы их сначала отмечали как-то, своих-то. Но потом плюнули. Пас их колхозный пастух, под присмотром, всё нормально. Осенью на мясо по трудодням раздавали, когда поголовье разрослось.
- С коровами тоже было не так стрёмно, хотя когда доить коровушек ходили, в первую очередь своих бурёнок обхаживали, потом уже - «общих». А вот с лошадьми было у меня горе- на всю жизнь запомнилось! - бабушка заплакала, вытерла слёзы кончиком платочка, завязанного узлом под подбородком, и продолжила:
-У меня был любимый конь, СеркО. Я его с рождения выращивала. Он родился от кобылы моего отца, которую мне в приданое дали. Помнишь, я рассказывала тебе, как замуж выходила? У меня условие было- по старинному обряду: гости на тарантасах и телегах, а мы с женихом — верхом на лошадях! - бабушка задумалась, вспоминая это особенное событие.
- Такой красивой свадьбы не было ни до того, ни после!- с гордостью проговорила она, когда вышла из задумчивости.
-Так вот, Серко был у меня, как собачка. С самого рождения шастал везде за мной, я его сама объезжала, мог и под седлом ходить, и в упряжке. А его в колхоз нужно было отвести, ведь уже и конюшня была готова,- тут бабушка опять заплакала, ей было до сих пор тяжело вспоминать о любимом питомце.
- Помню, веду его - конюшня на другом краю деревни была построена- а сама плачу. Серко тычется мордой в плечо, не понимает, в чем дело: мы же вроде как гуляем!? Привела, поставила в денник, который сама же до этого приготовила. Угостила морковкой, погладила и быстро ушла. Слышала ржание: мол, куда пошла, зачем меня оставила?- тут бабуля замолчала и тяжело вздохнула.
-Вот веришь, всю ночь не спала, а с рассветом помчалась смотреть, как мой Серко ночь провёл. Оказалось, зря волновалась, он вполне жизнерадостным ржанием меня встретил. Мы погуляли. Тут и за другими лошадьми пришли, начали запрягать в телеги, и отправляться на работу. Все животные были знакомы друг с другом: в одной же деревне жили. И мы с Серко пошли выполнять задание. Что-то перевозили, сено что ли, уже не помню.- Бабушка опять глубоко вздохнула.
- Кстати, он до старости был лучшим. Вожаком был в конюшне. Я его когда вспоминаю, плачу всё время...- бабушка громко высморкалась и решительно встала. - Давай я тебе позже ещё расскажу, а то у меня что-то душа взволновалась.
Я обняла бабулю, поуспокаивала, говоря какие-то дурацкие слова, а у самой тоже глаза были на мокром месте.
Надо же, столько лет прошло, а воспоминание о любимом коне было так живо и волнительно! Потом мне бабуля много чего ещё рассказывала, но ни о чём так не жалела, как об этой утрате.
P.S. Верите, сейчас, пока писала ( точнее, печатала) эту историю, сама всплакнула: настолько меня возвращение к этим событиям взволновало? Я просто плакса, наверное. И старой становлюсь. Ну, конечно: бабуля в то время, когда я её расспрашивала, была моложе, чем я сейчас…