Найти тему

Как монахи-рыцари стали пиратами.

В 1244 году арабы отвоевали у крестоносцев Иерусалим, и к середине 13 века стало ясно, что дело крестоносцев в Святой земле окончательно проиграно. Вместе с тем, насколько беспримерным настолько же и бесполезным мужеством отличились госпитальеры, или иоанниты (члены военно-монашеского ордена), при бесславном окончании крестовых походов. Когда крестоносцы уже были изгнаны из Сирии и Палестины, госпитальеры продолжали удерживать несколько замков и крепостей.

Маршал госпитальеров Гийом де Боже защищает стены Акры, Галилея, 1291. Фрагмент картины художника Доминика Луи Ферреоля Папети.
Маршал госпитальеров Гийом де Боже защищает стены Акры, Галилея, 1291. Фрагмент картины художника Доминика Луи Ферреоля Папети.

Последним оплотом госпитальеров стала крепость Акра, которую обороняли 12 тысяч рыцарей-иоаннитов, храмовников и тевтонов. Им противостояло огромное турецкое войско, насчитывавшее 160 тысяч пехоты и 60 тысяч конницы. Осада была тяжёлой, защитники крепости проявляли чудеса мужества, но участь Акры была очевидна. Благодаря подавляющему численному превосходству турок, защитникам не удалось отстоять крепости, и в 1291 году Акра пала.

Госпитальеры и тамплиеры плечом к плечу обороняют Акру.
Госпитальеры и тамплиеры плечом к плечу обороняют Акру.

После изгнания со Святой земли госпитальеры ненадолго задержались на Кипре, где они всего за несколько лет восстановили свою былую военную мощь. А в 1310 году они перебрались и обосновались на острове Родос, ничуть не смущаясь того, что он принадлежал византийскому императору.

Остров Родос имел очень выгодное расположение, находясь всего в десяти милях к югу от побережья Малой Азии. И в этом отношении он идеально подходил госпитальерам, которые не отказались от своих планов держать в постоянном напряжении мусульманский мир, обосновавшись на важном пересечении его торговых путей. Пролив между островом и материком издревле использовался для торгового соединения Южной Европы и Леванта, на который, кстати, с Родоса наиболее всего было совершать набеги.

Морским делом госпитальеры стали интересоваться ещё на Кипре, где у них появился первый адмирал. А Родос вообще славился своими моряками. И госпитальеры принялись за создание собственного флота. Потерпев поражение в открытом бою, они избрали путь затяжной борьбы. Быстро обучившись морскому делу у родосских моряков, госпитальеры стали "пиратами во Христе".

Галера госпитальеров.
Галера госпитальеров.

В отличие от турок, у которых первоначально преобладали парусные суда, госпитальеры сделали ставку на гребные суда – галеры, которые мало зависели от направления ветра и приводились в движение с помощью вёсел. Экипаж одной галеры включал капитана, как правило рыцаря, его помощника, несколько стажёров, проходивших годичный испытательный срок, пятьдесят матросов, от 50 до 200 солдат и двести рабов-гребцов.

У пиратов-крестоносцев была даже своеобразная тактика. Разбившись на пары, галеры постоянно курсировали в Эгейском море. Заметив добычу они поступали следующим образом. Одна из них устремлялась в погоню за неприятельским парусником, который загоняла к условленному месту, где скрывалась другая галера. Когда экипажу парусного судна казалось, что они оторвались от погони, из-за мыса или острова, лежащего по курсу, появлялся хищный нос второй галеры, над которой развивался вымпел с восьмиконечным орденским крестом.

Осада Родоса.
Осада Родоса.

Госпитальеры занимались пиратством и набегами на побережье Леванта до 1522 года, когда к острову, уже давно раздражавшему османов, подошёл огромный турецкий флот в составе 700 кораблей, с не менее огромным войском насчитывавшим 200 тысяч человек во главе с турецким султаном Сулейманом Великолепным.

Переговоры магистра госпитальеров Филиппа Вилье де Лиль Адама и Сулеймана Великолепного.
Переговоры магистра госпитальеров Филиппа Вилье де Лиль Адама и Сулеймана Великолепного.

Осада Родоса продолжалась полгода. Рыцари и здесь проявляли чудеса храбрости и героизма, но силы были не равны. В итоге, чтобы спасти остатки Ордена от полного истребления, его магистр Филипп Вилье де Лиль Адам решил вступить в переговоры с Сулейманом, который предложил госпитальерам заключить мир на почётных условиях. Позже испанский король Карл V сказал об этом: "Ни одна битва не была проиграна так достойно, как битва за Родос".

А госпитальеры после поражения вновь отправились искать себе новое пристанище, пока не нашли вторую родину на острове Мальта.

Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))

Если вы ещё не поставили лайк поставьте лайк!

Если вы ещё не подписались на канал подпишитесь!

Если вам есть, что сказать оставьте комментарий!

Хорошего вам дня, и до новых встреч!