Кинокартина режиссёра Питера Фаррелли «Зелёная книга» (2018 год) является одной из самых впечатляющих и, самых что ни на есть, актуальных на настоящий момент. Хотя действия разворачиваются в Америке, в далёком 1962 году, к сожалению, это выражение сегодняшнего дня, где о дискриминации по расовому признаку знают не понаслышке.
Главные герои являются совершенными противоположностями - со своими устоями, привычками и взглядами на жизнь. Тони «Болтун» - обыкновенный американский работяга, старающийся любым путём обеспечить свою семью: дерзкий, умеющий постоять за справедливость, где-то даже конфликтный, необразованный, но в то же время очень искренний и верный мужчина. Дон Ширли же – знаменитый музыкальный талант: сдержанный, рассудительный и терпеливый; он привык держать себя в руках и не лезть на рожон. Несмотря на то, что герои – это два совершенно противоположных полюса, даже по цвету кожи (что имеет особое значение в этом фильме), находится то, что их объединяет. Этим объединяющим звеном, изначально, и является путешествие – турне по южным штатам.
Дороге в данной картине уделяется особое внимание: она являет собой связующее звено, красную нить, которая проходит сквозь всю основную сюжетную линию. Тони и Дон, большую часть турне, проводят в машине, благодаря чему им удаётся не только лицезреть красоты своей страны, но и детально изучить друг друга. География их путешествия достаточно обширна и, несомненно, очень важна для главной проблематики фильма – расовая дискриминация и расистские предрассудки в американском обществе: как в тех или иных районах, так и во всей стране. Они посетили около 20 городов, около 10 южных штатов: Бронкс, Питсбург (Пенсельвания), Огайо, Ганновер (Индиана), Айова, Луисвилле (Кентукки), Роли (Северная Каролина), Мейкон (Джорджиа), Мемфис (Теннеси), Литл Рок (Арканзас), Батон Роудж (Луизиана), Тупело, Джексон (Миссисипи), Бирмингем (Алабама) и др. И это путешествие открывает, с помощью героев, особый мир, в котором все люди – разные, но одновременно, до безобразия одинаковы в своих предрассудках. Дон Ширли абсолютно везде предстаёт на сцене королём, которого все чтут за талантливую игру и великолепные выступления. В то же время, сходя со сцены, он становится обычным «цветным», которого всё общество, даже, так называемое, «высшее», ущемляет в правах, презирает только потому, что он не такой, как они.
Например, в Луисвилле (штат Кентукки) его избивают в баре якобы за то, что он кидает вызов своим присутствием, находящимся там «белым». В Роли (штат Северная Каролина) пианиста не пускают в общественную уборную, указывая на то, что ему место только в деревянном туалете на улице. А в последней локации, Бирмингем (штат Алабама), и вовсе запретили ужинать в ресторане вместе со всеми, рекомендуя осуществить приём пищи в другом заведение - «Оранжевая пташка», где ему «точно будут несказанно рады».
Справится со всей навалившейся неприязнью Дону помогает его спутник - Тони, который в последствие становится для него настоящим соратником и другом. Хотя он искренне не понимает, для чего нужно вообще было это турне, где к герою относятся «по-особенному». Наверное, у нас в головах возникает тот же вопрос. Но один из участников трио Ширли даёт на него убедительный ответ: «Мало одного таланта. Нужна смелость, чтобы изменить людей». Выходит, что Дон своим путешествием хотел изменить сознание людей, повлияв на него напрямую, избавить их от предрассудков и доказать, что каждый человек имеет право существовать и жить полноценно в том обществе, в котором он родился. Благодаря совместным усилиям у героев это получается. Хоть и в самом конце, но получается.
Данное путешествие послужило не только для главных героев, но и для общества в целом, отправной точкой к чему-то новому, к кардинальному преобразованию ценностей, сознания и, как итог, всецелому желанию приобрести «мир во всём мире».
Анастасия Янкина