Найти тему

«Мало одного таланта. Нужна смелость, чтобы изменить людей»

Питер Фаррелли «Зелёная книга»
Питер Фаррелли «Зелёная книга»

Кинокартина режиссёра Питера Фаррелли «Зелёная книга» (2018 год) является одной из самых впечатляющих и, самых что ни на есть, актуальных на настоящий момент. Хотя действия разворачиваются в Америке, в далёком 1962 году, к сожалению, это выражение сегодняшнего дня, где о дискриминации по расовому признаку знают не понаслышке.

Главные герои являются совершенными противоположностями - со своими устоями, привычками и взглядами на жизнь. Тони «Болтун» - обыкновенный американский работяга, старающийся любым путём обеспечить свою семью: дерзкий, умеющий постоять за справедливость, где-то даже конфликтный, необразованный, но в то же время очень искренний и верный мужчина. Дон Ширли же – знаменитый музыкальный талант: сдержанный, рассудительный и терпеливый; он привык держать себя в руках и не лезть на рожон. Несмотря на то, что герои – это два совершенно противоположных полюса, даже по цвету кожи (что имеет особое значение в этом фильме), находится то, что их объединяет. Этим объединяющим звеном, изначально, и является путешествие – турне по южным штатам.

Дороге в данной картине уделяется особое внимание: она являет собой связующее звено, красную нить, которая проходит сквозь всю основную сюжетную линию. Тони и Дон, большую часть турне, проводят в машине, благодаря чему им удаётся не только лицезреть красоты своей страны, но и детально изучить друг друга. География их путешествия достаточно обширна и, несомненно, очень важна для главной проблематики фильма – расовая дискриминация и расистские предрассудки в американском обществе: как в тех или иных районах, так и во всей стране. Они посетили около 20 городов, около 10 южных штатов: Бронкс, Питсбург (Пенсельвания), Огайо, Ганновер (Индиана), Айова, Луисвилле (Кентукки), Роли (Северная Каролина), Мейкон (Джорджиа), Мемфис (Теннеси), Литл Рок (Арканзас), Батон Роудж (Луизиана), Тупело, Джексон (Миссисипи), Бирмингем (Алабама) и др. И это путешествие открывает, с помощью героев, особый мир, в котором все люди – разные, но одновременно, до безобразия одинаковы в своих предрассудках. Дон Ширли абсолютно везде предстаёт на сцене королём, которого все чтут за талантливую игру и великолепные выступления. В то же время, сходя со сцены, он становится обычным «цветным», которого всё общество, даже, так называемое, «высшее», ущемляет в правах, презирает только потому, что он не такой, как они.

Например, в Луисвилле (штат Кентукки) его избивают в баре якобы за то, что он кидает вызов своим присутствием, находящимся там «белым». В Роли (штат Северная Каролина) пианиста не пускают в общественную уборную, указывая на то, что ему место только в деревянном туалете на улице. А в последней локации, Бирмингем (штат Алабама), и вовсе запретили ужинать в ресторане вместе со всеми, рекомендуя осуществить приём пищи в другом заведение - «Оранжевая пташка», где ему «точно будут несказанно рады».

Справится со всей навалившейся неприязнью Дону помогает его спутник - Тони, который в последствие становится для него настоящим соратником и другом. Хотя он искренне не понимает, для чего нужно вообще было это турне, где к герою относятся «по-особенному». Наверное, у нас в головах возникает тот же вопрос. Но один из участников трио Ширли даёт на него убедительный ответ: «Мало одного таланта. Нужна смелость, чтобы изменить людей». Выходит, что Дон своим путешествием хотел изменить сознание людей, повлияв на него напрямую, избавить их от предрассудков и доказать, что каждый человек имеет право существовать и жить полноценно в том обществе, в котором он родился. Благодаря совместным усилиям у героев это получается. Хоть и в самом конце, но получается.

Данное путешествие послужило не только для главных героев, но и для общества в целом, отправной точкой к чему-то новому, к кардинальному преобразованию ценностей, сознания и, как итог, всецелому желанию приобрести «мир во всём мире».

Анастасия Янкина