В этом году, приближение к годовщине октябрьской революции едва не было омрачено громким скандалом. Казалось, союз архитекторов утратив благоразумие, заявил об изменении роли мавзолея. Дескать, строение утратило свою, роль- а не переподчинить его в ведение музея? Позже, архитекторы «одумались», отменив конкурс на реконструкцию мавзолея. Что же стало причиной столь стремительной смены позиции, нарушающей логику реновации?
12 сентября союз архитекторов объявил конкурс на реставрацию Мавзолея. Идея о реконструкции мавзолея должна была бы воспринимается нейтрально. К настоящему моменту, мавзолей, воздвигнутый на заре 1930 г., требует ухода. Впрочем, как и другие памятники архитектуры, внесенные в список ЮНЕСКО. В отличии от других памятников, мавзолей долгое время имел огромное символическое значение. И это значение делает его «идеологической бомбой замедленного действия».
Мавзолей воспринимается как зримое наследие советской эпохи. Эпоха эта, очень близкая к нам делит современное российское общество примерно поровну. Некоторые, восхищаться победами прошлого. Другие, видят лишь недостатки и мажут все наше прошлое «черной краской». Учитывая, что последние сто лет нашей истории были крайне динамичными, то и те, и другие имеют свои аргументы. В добавок, советский период, еще слишком хорошо сохранился в общественном сознании, поэтому почти не оставляет равнодушных.
Как итог, любое рукотворное изменение зримых символов недавнего прошлого создаёт не здоровую реакцию. В заявлении «по мавзолею», каждый видит что-то свое. При слове реконструкция, коммунисты слышат слово снос. Несмотря на то, что сегодня они во многом отошли от идей Ильича, мавзолей по-прежнему сохраняет для них символическое значение. Более того, сооружение помогает им эксплуатировать образ прошлого. Для представителей демократических сил, любой разговор о реконструкции- прекрасная возможность напомнить о себе. По их мнению, мавзолей следует снести, Ленина перезахоронить. Для них, это чужой и, возможно, даже враждебный символ.
При этом и заявление союза архитекторов, тактичностью не отличается. «Изменить статус мавзолея, дескать он утратил свою первоначальное значение». Именно такие «опусы» способствуют еще большому разобщению. Коммунисты ответили, появились другие возгласы, началось обоюдное шельмование.
Представляется, интересным позиция власти по этому вопросу. В первое дни- красноречивое молчание. И лишь затем, президент упомянул большую значимость мавзолея, особенно для лиц старшего поклонения. Любопытный ход- с одной стороны не вмешиваешься в спор сразу, вроде как над схваткой, затем делаешь заявление и получаешь дополнительную поддержку со стороны лояльной аудитории. Вероятно, продолжительность скандала была тщательно рассчитана, с учетом необходимости ретуширования других, более неприглядных событий.
Автор Кирилл Бобков