Найти тему

Подросток и домашние обязанности

В нашем обществе еще часто путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство», считают, что с 7 лет ребенок должен учиться — и с него хватит, труд — удел взрослых. У многих родителей происходит роковая подмена цели: они хотят, чтобы их ребенку было хорошо, а не чтобы он был хорошим. Стараются доставлять радости, удовольствия, а не учить преодолевать трудности, брать барьеры и как самый трудный барьер — преодоление себя, своего «хочу». Однако беззаботная жизнь в детстве непременно переносит акцент жизненных устремлений с деятельности на отдых. Целью жизни становятся удовольствия, развлечения. Тайная мечта многих современных подростков — никаких обязанностей, спортивная машина в шестнадцать лет, общение с мамой в стиле «принеси-подай, пошла на фиг, не мешай».

Несомненно, учеба — тот же труд, но помимо учебы в жизни подростков значительное время должно отводиться физическому труду. Причем начинать назначать обязанности по дому следует еще в раннем возрасте, когда дети считают уборку скорее игрой, чем работой по дому. Это не только прививает привычку помогать родителям, но и повышает их самооценку: ребенок знает, что хотя он и мал, он также может быть полезным.

Малыши могут помогать собирать свои игрушки. Если ребенок уже умеет ходить и собирать вещи, то он запросто может их убрать. Можно приучить их выполнять эту работу, просто объявляя радостным голосом, что пришло время собирать игрушки. Конечно, малыш не всегда соберет игрушки так, как хотелось бы взрослым — определенные игрушки в определенном месте, но, по крайней мере, если годовалый ребенок убирает игрушки в одну большую коробку, этого вполне достаточно.

По мере взросления ребенка ему можно доверить несколько несложных дел по дому — так он поймет, что и у него есть свои обязанности. Так, ребенок-трехлетка легко научится заправлять свою кровать, даже если это пока просто перетягивание простыни и одеяла и размещение подушки в правильном месте. Уборка своего собственного чистого белья — еще одно задание, с которым дети справляются без проблем. Можно также проследить, чтобы они самостоятельно клали свою грязную одежду в корзину.

Как только ребенок подрастет, обязанности станут весомее: мойка посуды, вытирание пыли с мебели и пылесосная уборка. Разумеется, ребенок обязательно превратит свою «помощь» в игру, от которой, скорее всего, будет больше хлопот и дополнительной работы, чем пользы. Между тем, эти первые проявления социальной ответственности следует принимать и поощрять, и, конечно, организовывать надлежащим образом (хотя все родители знают, как сложно заставить ребенка что-то сделать «как следует» — куда проще и быстрее все сделать самому).

-2

Обязательно следует методично и последовательно описывать ребенку порядок выполнения простейших бытовых обязанностей: как подметают пол, как моют тарелки, как чистят овощи, как пришивают пуговицы к одежде… Ребенку пока все интересно, и в контексте игры он готов упорно повторять самые нудные действия — до тех пор, пока хватит сил и внимания. Разумеется, рано или поздно он неминуемо заскучает и отвлечется, однако важно доводить каждый такой мини-процесс до конца, чтобы ребенок получил настоящий урок осмысленного отношения к труду: если он захотел пропылесосить палас — то целиком; если почистить картошку — то чтобы хотя бы одна картофелина была дочищена до конца, и пусть он оставит на ней свою пометку, чтобы именно ее получить на обед; если пришивать пуговицу — то до тех пор, пока она не окажется надежно закрепленной на нужном месте с помощью узла и т.д. и т.п. И обязательно в конце каждого дела следует сказать ребенку «спасибо» за то, что он очень вам помог.

Очень важно объяснить ребенку, что его посильная помощь освободит родителям время для других, более интересных совместных занятий — прогулок, походов в парк, игр или просмотров фильмов. Ребенок должен понимать, что его работа нужна и важна, — это, во-первых, создаст ощущение собственной важности и взрослости, во-вторых, приучит к ответственности.

В то же время большую ошибку совершают родители, которые ограничивают самостоятельность ребенка. Все маленькие победы (сумел сам застегнуть пуговицы, сам почистил ботинки, помыл тарелку и т.д.) необходимы, как воздух, ради доказательства себе и окружающим, что он на что-то способен. Если не давать ребенку самоутверждаться в позитивных делах, он будет это делать в негативных.

Заметьте: дошколята бросают свои машинки и куклы и бегут к нам, едва мы беремся что-нибудь делать: вешать картину, ремонтировать автомобиль или сажать цветы. Им очень хочется помогать. Но мы их обычно отправляем поиграть-погулять куда подальше, чтобы не мешали. Когда через 10-12 лет получаем то, за что боролись, возмущаемся или обижаемся.

К началу подросткового периода ребенок уже достаточно умен и физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя какую-то часть домашних обязанностей. При этом подросток не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Он должен понять, что выполняет работу, необходимую для жизнедеятельности семьи, и поэтому является ее важным членом.

Многие родители привлекают подростков к работе по дому лишь изредка, по случаю. Те привыкают, что они вполне могут обойтись и без них, что для семьи их усилия совсем не обязательны. Постепенно в сознании подростка формируется отношение к домашним обязанностям как к делу второстепенному. Между тем постоянные и четко обозначенные трудовые обязанности подростка в семье, которые он систематически выполняет наравне со взрослыми, порождают привычку к труду. Важно, чтобы подросток понимал, что его посильная помощь оценивается по достоинству, как трудовой вклад взрослого.

Распространенная ситуация, когда подросток никак не может бросить играть в компьютерную игру и взяться за пылесос или мусорное ведро. Обычно мать несколько раз напоминает, все более раздражаясь, и в конце концов не выдерживает, повышает голос и всячески показывает свое недовольство. Подросток нехотя идет выполнять свою «трудовую повинность». Однако принуждение никогда и ни у кого еще не вызывало любви к труду. Как же быть? Лучше подростка не ругать и не унижать. Правильнее сказать что-то типа: «Думаю, ты просто забыл про мусор; уверена, больше этого не повторится». Но такие срывы скорее всего будут постоянными, если не прививать привычки к систематическому труду.

Зачастую у родителей не хватает терпения «уговаривать», «упрашивать» подростка помочь по дому. Их раздражает его неловкость и медлительность, задумчивость. А как же можно послать сына на базар за картошкой, ведь он купит не то? В итоге родители выполняют работу сами. Само собой разумеется, при таком положении обязанности подростка в конце концов перейдут к родителям.

Чтобы упорядочить «трудовой процесс», целесообразно обсудить с подростком перечень его постоянных обязанностей, предложив самому выбрать для себя наиболее привлекательные дела. Если у подростка будет выбор, он не будут чувствовать, будто его заставляют делать что-то, что ему не хочется.

Например, младшие подростки могут выполнять работу по уборке комнат (вытирать пыль, пылесосить пол, поливать цветы), покупать хлеб, сахар, молоко, если в доме есть животные — ухаживать за ними. Наверняка семья однажды останется без хлеба или молока, но скандалить нельзя: пусть подросток осознает свою вину, это повысит у него чувство ответственности.

Подростки старшего возраста должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах: обсуждении значимых покупок, составлении бюджета семьи, планировании выходных, каникул и летних отпусков. Именно на этом этапе подросток начинает осознавать права и обязанности своей личности по отношению к другим. И очень важно показать, что права являются следствием обязанностей. И чем ответственнее будет подросток относиться к своим обязанностям, тем более взрослым он будет выглядеть в глазах родителей и, следовательно, список его «прав и свобод» будет расширяться. Наверняка осознание позиции «я смогу больше, я уже взрослый» послужит отличным стимулом!

Всему вышесказанному противоречит распространенная в последние годы тенденция давать подросткам деньги за то, что они выполняют обязанности по дому. Карманные деньги должны быть у подростка вне связи с выполнением той или иной работы. А работу по дому нужно выполнять не за деньги, а за совесть — именно это означает являться полноправным членом семьи.

Дочитали до этого места и вам понравилось? Ставьте лайк (палец вверх). Ну, а если хотите периодически читать что-то новенькое, подписывайтесь на мой канал.