Демократы обеспокоены тем, что во время съезда Дональд Трамп вежливо читал все с промптера, он был таким аккуратным, таким скучным. Однако, похоже, он уже приходит в себя-своих избирателей он убеждал, что голосовать следует и по переписке, и лично, а о раненых и погибших американских солдатах говорил „неудачникам” и „неудачникам”. Мы ждем большего.
Может быть, от вас ускользнуло известие о том, что Дональд Трамп, неоднократно выступавший против фальсификаций выборов перед избирателями, теперь сам их уговаривает. Нет, это не шутка или преувеличение. Ибо он заявил, что его избиратели должны голосовать дважды: один раз по переписке и один раз лично.
И все было несколько иначе: виртуальный съезд Республиканской партии, хотя был и перенасыщен Трампом – президент выступал каждый день – он был довольно умеренным. На ней присутствовали чернокожие и латиноамериканцы. Говорили о вещах, которые считались важными для этих двух меньшинств:жестокость полиции и реформа этой службы, чтобы молодые чернокожие мужчины - и латиноамериканцы в Калифорнии-перестали умирать от рук офицеров.
Сам Трамп тоже сдерживался. Свою речь он читал с телесуфлера, избегал расистских высказываний. Он был скучным, как бутерброд с маслом и без икры, но в конце концов речь шла о том, чтобы показать, что за Трампа можно голосовать, не опасаясь обвинений в расизме.
Демократы волнуются
Республиканский съезд немного расстроил стратегов Демократической партии не потому, что Трамп выдвинул отличную повестку дня на следующий срок - он не делал этого на съезде или в интервью с сочувствующими журналистами - а потому, что он прикрыл прежнюю чепуху Трампа своим вежливым послушанием.
В середине августа, вскоре после того, как Камала Харрис была выдвинута на пост вице-президента, Трамп начал распространять слухи о том, что она не имеет права занимать этот пост, потому что она не родилась «гражданином по рождению», коренной гражданкой. Хотя могут существовать академические разногласия относительно того, что этот термин означал в более позднем и более далеком прошлом, согласно практике американского штата в последние десятилетия, Харрис, как человек, родившийся в США, является гражданином этой страны.
Ранее Трамп обнародовал предвыборный ролик, предполагающий, что кандидатуру Джо Байдена поддержал... Усама бен Ладен. Бен Ладен мертв уже более девяти лет - он был убит по приказу Барака Обамы во время акции американских спецслужб в Пакистане. В теплых словах Трамп высказался и о "движении" QAnon - последователей теории заговора, согласно которой миром правит педофилово-левацкий осьминог, а коронавирус - это бред. Именно они стояли, среди прочего, за высосанным из пальца делом пиццагейта.
И это только самые громкие из последних выходок президента.
Трамп возвращается в форму
Однако беспокойство части демократов продолжалось недолго, так как неожиданные – мягко говоря – заявления Трампа в последние две недели начали прибывать.
Через несколько дней после съезда Трамп начал тиражировать историю о самолете, полном одетых в Черное и вооруженных хулиганов из Антифы, о котором ему рассказывал высокопоставленный друг (но которого он не может предать). Примерно в то же время он также заявил, что Антифа нашла новое оружие: консервированные супы, которые они бросают в полицию (потому что кирпичи слишком тяжелы, чтобы бросать их, но консервированные супы больше нет). Эта вторая чушь не совсем невинна: консервированные супы-это дешевая еда, которой питаются более бедные.
Эти абсурдные заявления являются частью построения оси конфликта между Трампом и Байденом вокруг вопросов закона и порядка. В рамках этого Трамп отправился 1 сентября в Кеношу, штат Висконсин, который был охвачен протестами после того, как белый полицейский семь раз выстрелил в спину чернокожему человеку. За несколько дней до приезда Трампа протесты закончились исключительно трагически: в ночь с 25 на 26 августа семнадцатилетний расист Кайл Риттенхаус открыл огонь из AR-15 по демонстрантам. Он убил двух человек, после чего беспрепятственно – также со стороны полиции – скрылся с места происшествия. Во время визита Трамп оказал поддержку местной полиции (у местного шерифа есть расистские заявления на его счет) и встретился с Человек, которого называют "владельцем" одного из сгоревших магазинов – однако забыли добавить, что это бывший владелец, который продал этот бизнес восемь лет назад. О Риттенхаусе президент сказал, что семнадцатилетний парень убивал в целях самообороны.
Однако в соответствии со стратегией кампании не входили нападения Трампа на американские военные, которые в воображении американцев и в тамошних СМИ считаются почти неприкасаемыми. 3 января журнал "Атлантик" показал, что Трамп неоднократно называл американских солдат, раненых и погибших в войнах и международных интервенциях лохами и неудачниками. Он также предположил, что командование американских войск толкает себя на войны "для того, чтобы все эти замечательные компании, производящие бомбы, самолеты и все остальное, были довольны".
В последний раз такую резкую критику военно-промышленного комплекса высказал в 1961 году Дуайт Эйзенхауэр, который, в отличие от Трампа, считался героем войны и не имел возможности выиграть последующие выборы (между тем Трамп в свое время избежал призыва). В высказываниях Трампа тщетно искать следы Эйзенхауэровского предупреждения - президент полностью поддерживает продажу американского оружия за границу. Скорее, это была эмоциональная реакция на критику со стороны республиканцев, занимающихся национальной безопасностью: по их словам, Трамп представляет угрозу безопасности США.
Может ли что-то навредить Трампу?
Тем не менее, ни одна из вышеперечисленных вещей, включая поощрение фальсификаций выборов, похоже, не сильно влияет на котировки Трампа. По данным портала FiveThirtyEight, средний показатель общенациональных опросов за последние две недели вырос с 41,8 до 43,5 процента - небольшой, но заметный рост, который объясняет так называемый Convention bump, то есть небольшой скачок котировок после конвенции. По общему признанию, поддержка Джо Байдена остается на уровне более 50 процентов., но все-таки ниже 51. В отличие от выборов 2016 года, на этот раз нет серьезного третьего кандидата, однако преимущество, которое республиканцы дают Коллегии выборщиков, составляет 7 процентов разницы в пользу демократа допускает только осторожный оптимизм.
Сторонники Трампа, похоже, примут почти все, что скажет президент, независимо от того, насколько это возмутительно или глупо. Частичное объяснение этому, скорее всего, заключается в том, что Трамп - единственный вариант для них. Нет для него альтернативы в Республиканской Партии, и все другие течения были либо выжимают (о чем свидетельствует хотя бы поддержка, которую он дал Колину Пауэллу во время конвенции демократической партии), либо подчинили себя Трампу (это случай Линдси Грэма, который в свое время считал нынешнего президента угрозой для Республиканской Партии, а сегодня заявляет, что готов использовать свое положение в сенатского комитета по юстиции, против тех, кто Трампу залезли под кожу). Таким образом, республиканцы стали идеологически единой партией – в отличие от демократов, о чем они сейчас говорят, – и не оставляют своим избирателям слишком большого выбора.
Еще одна часть головоломки заключается в том, что республиканцам не нужно набирать большинство голосов, чтобы иметь большинство в Сенате, Палате представителей и Коллегии выборщиков. На такой эффект сложились дефективность конституции, постоянные манипуляции границами избирательных округов и различные методы предотвращения голосования группам, как правило, быть выбранным демократами (прием избирательных прав осужденным, то есть в основном Афроамериканцам, строгие правила, связанные с показом удостоверения личности во время голосования, закрытие избирательных комиссий в округах с преобладанием типичных избирателей-демократов – все это облегчено печально известным решением Верховного суда округа Шелби против Холдера, который аннулировал основные положения Закона о правах голоса 1965 года). Это позволяет республиканцам позволить себе быть партией яростного, но мобилизованного меньшинства-и все же править.
Чижик-пыжик
Таким образом, борьба за власть идет не на равных условиях, и это приводит к тому, что демократы должны опираться на гораздо более широкую коалицию. "В любой другой стране Джо Байден и я не были бы в одной партии",- сказала Александрия Окасио-Кортес в январе, и трудно отрицать ее правоту. Хотя в настоящее время она работает над планом Байдена по охране окружающей среды и климата, факт заключается в том, что партия идеологически разнообразна, как и ее электорат с точки зрения предпочтений.
Все не облегчает тот факт, что Дональд Трамп пользуется удивительно высокой поддержкой среди чернокожих мужчин и латиноамериканцев – и это несмотря на его расизм (почему это так, это тема для доктрины). Это означает, что демократы должны опираться на избирателей, которые обычно не считаются традиционным электоратом партии, в том числе на пригородных женщин, высокообразованных людей и, что может удивить, также богатых. Поддержание столь разнообразной коалиции – от консервативных простых черных женщин (которые не голосуют за республиканцев только потому, что считают их за расистов), через консервативных социально и финансово, но либеральных простых жителей пригородов, определяющих себя социалистами.
Классовая политика могла бы быть намного эффективнее, но потребовалась бы долгая работа, чтобы объединить коалицию, состоящую из "трудовых людей". Однако в нынешней ситуации это чревато большим риском поражения на выборах, которое демократы не могут себе позволить. Дело здесь не только в том, чтобы партийный истеблишмент сохранил свою позицию (хотя – не будем обманывать себя – об этом тоже). Следующие четыре года Трампа в Белом доме означают заполнение федеральных судов еще одним консервативным кандидатом, который изменит американскую юриспруденцию на десятилетия вперед. Это не академические соображения-решение Верховного Суда по делу Роу против Уэйда, которое в 1973 году предоставило женщинам право на аборт, а также любые проявления законодательства о равенстве, может быть поставлено под угрозу.
Байден: какое время, такой и кандидат
Кроме того, американцы одержимы «соединением». В такой ситуации предсказуемый центрист Джо Байден перестроил Кортес слева, поддерживаемый беженцами-республиканцами справа (не из-за его программы, а, несмотря на все различия), с Камалой Харрис в качестве кандидата в вице-президенты - это логичный выбор. Именно AOC, Харрис и Пауэлл должны голосовать за Байдена (что они и делают), а сам кандидат должен показать, что как лидер он может сочетать эти расходящиеся тенденции.
Будет ли такая стратегия эффективной, скорее всего, будет видно только после того, как будут подсчитаны все голоса, в том числе и по почте. Многие комментаторы предполагают, что задержки с объявлением победителя позволят подорвать результаты выборов - особенно для Трампа и его сторонников. Близкий к Трампу - и помилованный им - консультант и лоббист Роджер Стоун даже прямо заявил, что президент должен ввести «военное положение», если результаты выборов будут неблагоприятны для Трампа. Подорвать позиции Трампа в глазах избирателей смогут только активисты Республиканской партии. Им будет легче сделать это, если они смогут поддержать центриста в рамках американского статус-кво.